Рукописи горят! Поэт Валерий Бокарев о главном
«Это любовь!» — так просто и ёмко наш собеседник отвечает на вопрос о сути своей поэзии. Валерий Бокарев — поэт, для которого творчество не хобби, а необходимость, рождённая «откровением свыше». В интервью он рассказывает о местах силы, о том, почему рукописи всё-таки горят, и что бы он посоветовал своему 20-летнему «я». Откровенный разговор о самом личном — о стихах, памяти и о том, что значит «творить» в стремительном XXI веке.

— Валерий Павлович, в детстве вы часто возвращались в Синжаны и впитывали красоту русской природы. Можно ли сказать, что именно «малая родина» сформировала в вас лирика? Что для вас сегодня значит это место?
— Я этого не отрицаю. А о том, что для меня Синжаны, — довольно полно сказано в стихотворении «Тянет Родина».
— Вы начали писать стихи ещё в университете, но долго не публиковали их. Что удерживало вас от публикаций и что в итоге подтолкнуло выйти к читателю?
— Изменились времена. Во время учёбы в университете добиться публикации в периодике было крайне сложно, и это занимало неоправданно много времени, которого и так было недостаточно для усвоения всей учебной программы. В те годы я воспринимал поэзию как хобби, которых у меня было много. А после защиты диплома и распределения на работу в институт расширились возможности для реализации собственных научных проектов, которыми я мог заниматься систематически, накапливая результаты. А хорошие стихи — это откровение свыше, и по заказу их не напишешь. Самое главное — в минуты озарения успеть всё записать.
— Вы — автор семи книг, лауреат премий и наград. Но какая из ваших книг для вас самого является самой личной, самой дорогой?
— Книги написаны в разное время, и все чем-то отличаются. Возможно, самая личная — «Я к вам иду».
— Как известно, вы много публиковались в «Литературном Зеленограде» и в журнале «Великороссъ». Что для вас значит быть частью литературного сообщества, а не только «кабинетным автором»?
— Считается, что рукописи не горят, но это не так: большинство произведений исчезает бесследно. Поэтому нужно публиковать всё, что считаешь важным. Это касается и научных работ.
— Многие ваши стихи обращены к Родине, к её красоте и памяти. Что для вас «поэзия о Родине» — это больше воспоминание, благодарность или поиск новых смыслов для современности?
— Это любовь!
— Вы удостоены звания «Золотое перо Руси» и ордена «За вклад в литературу XXI века». Как вы сами для себя определяете этот вклад? Что главное вы уже сделали и что ещё хотите сказать?
— Много всего запланировано, но времени на всё нет. Пока считаю, что сделано недостаточно, но приятно ощущать, что есть единомышленники. Жизнь очень сильно наполнена событиями, о многом имею своё мнение, и оно может быть полезным для других. Поэтому пока творю.
— Валерий Павлович, вы прошли через огромный опыт науки, литературы, истории, наследия семьи. Если бы вы могли обратиться к юному себе — 20-летнему студенту химфака, что бы вы ему сказали?
— Посоветовал бы раньше завести дневники, так как много всего было утрачено.
Интервью провела Алена Комиссарова