Бабушкина свадьба
Илона Завадская [valya_volf] | 22.10.2025 в 12:15:44 | Жанр: Рассказ
Лере было немного грустно оттого, что уехали родители, но с ней оставалась её любимая бабушка, с которой теперь можно было болтать ночи напролёт.- Мать с отцом, когда обещали вернуться? – полюбопытствовала Пелагея Никитична, входя в комнату девочки.
Та сначала неопределённо пожала плечами, но потом ответила, что скоро. Бабушку тема возвращения дочери и зятя, видимо, особо не трогала, и поинтересовалась она, скорее, ради проформы, либо просто для разговора – она уже приготовила ужин и таким образом решила пригласить девочку. Лера с удовольствием отложила в сторону учебник географии и пошла на кухню.
- Бабушка, - покрутив в руках кусочек хлеба, внимательно посмотрела на свою любимицу внучка, - а расскажи ещё про свою жизнь. Вот ты говорила, что Денис пришёл тебя сватать, а дальше, что было? Какая у вас свадьба была?
- А ты супчик поешь мой сначала, а потом и расскажу да́ле, - хитро прищурилась старушка, - а то ишь моду взяла: «Не хочу да не хочу»!
Лера без удовольствия взяла ложку и отхлебнула овощной суп с нелюбимой её фасолью.
- Вот и молодец, - довольно улыбнулась бабушка и, поудобнее устроившись рядом с внучкой, поглядела в окно, а девочка мысленно уже унеслась куда-то очень далеко от тёплой, уютной кухни.
- Бабушка! Рассказывай! – просяще-требовательно заканючила Лера.
- А что сказывать? – задумчиво проговорила Пелагея Никитична. – С чего всякая свадьба-то начинается? Со знакомства будущей родни. Хоть у Дениса и не было никого, но так всё равно, его товарищи поразузнали и о здоровье невесты, и о характере. Ну а о том, что отец наш зажиточный, многие знали. Ну вот значица, пришли они в наш дом: а мать с отцом особо не наряжались, будто и не ждали таких гостёчков-то (так принято было), а уж Наталью разодели, как королевну! Нарядили и спрятали в комнате. А там ты знаешь, как Денис меня увидел и поменял своё решение. Все растерялись! Ну а потом сговор был: девки-подружки песни пели, отец мой с Денисовым крёстным свадьбу предстоящую обсудили. Ну а девки-подружки расхваливали меня, кто на что горазд, а Денечки товарищи – его, значит. А дале что? Ааа! Перед самым девишником пришёл ко мне Денис и принёс зипун рваный-прерваный (где только и взял такой), это, чтобы поглядеть, значит, какая я хозяйка…
Старушка остановилась и ненадолго задумалась, её маленькое морщинистое лицо озарила короткая светлая улыбка. Лера невольно залюбовалась своей бабушкой. Как же она любила её: мягкий, негромкий, завораживающий голос; нежную заботу; улыбку; мудрый и одновременно озорной взгляд; бегущие в разные стороны морщинки, родней которых не было на всём белом свете… Девочке не терпелось услышать продолжение, но она терпеливо молчала, зная, что лучше не перебивать. И она дождалась, потому что бабушка вскоре продолжила…
- Девишник… Сбирались девки-подружки мои и помогали подарки Денисовым приятелям да знакомым готовить. Я уж сказывала тебе, что он сирота был, но всё-таки крёстный, да дружок его самый близкий – Тихон. А уж на девишнике мы и песни пели, и истории разные сказывали.
- Бабушк, а какие подарки вы делали? – с любопытством спросила Лера.
- Да какие уж там подарки, - улыбнувшись, махнула рукой Пелагея Никитична, - рубахи шили в основном. Это ж было, чтоб показать, что невеста готова к семейной жизни… Рукодельная… А ещё невеста должна перед свадьбой слезьми умыться. Говорили, что мол, чем больше девка плачет на девишнике, тем меньше быть ей горемышной в замужестве. Но я не выла, не могла себя заставить, так мне Денис нравился! И косу мне подружки расплетали. Косу-то носили только девки, а бабы уже в пучок волосы забирали. Но на выкуп, коль жених получал невесту с косой, то дополнительно ещё платил за эту косу. И, конечно же, подарками одаривал всю её родню. Матери моей, помню, он шаль с кистями подарил, вот уж хороша-то была. Дорогая! И где только денег столько набрал?! А ещё у нас мода такая была, коль жених с роднёй невесты сговорился, то сваты мазали ему волоса́ репейным маслом – так его к невесте примасливали. Штоб жизнь их, значит, как маслу катилась.
- Что же он так потом и ходил с этим маслом на голове?! – испуганно спросила девочка.
Бабушка засмеялась, объяснив, что мазали-то совсем капельку, чуток, да и помыться можно было потом, и дальше Лера поняла, что вода тоже входила в предсвадебный ритуал. Пелагея Никитична рассказала, что она купалась с подружками в речке, а перед самой свадьбой ходила в баню.
- Считалось, что водица даёт невесте здоровья и красоты, ну и волюшку её вольную заодно смывает. Ну вот… сначала девки расплели мне косу, - вздохнула старушка, – а после бани подружки снова заплели мне волоса́ в косы и плакали, плакали…
А отец дал мне благословение и сам тоже чуть не плакал – любил он меня дюже! Я вот тут по телевизеру гляжу, невесты цветы бросают. А мы знаешь, что кидали? – старушка хитро посмотрела на внучку.
Та отрицательно помотала головой. Пелагея Никитична засмеялась: «А ты подумай!»
- Колосья? – неуверенно предположила Лера, а бабушка звонко расхохоталась.
- Веник банный, а некоторые даже мыло, которым мылись перед этим.
Девочка недоверчиво посмотрела на неё, а потом тоже захихикала.
- А дальше? – нетерпеливо спросила она.
- А что дальше? Дале-то венчание в храме. А перед церквой Денис приехал за мной. Подружки-то мои на выкупе грозились не отдать будущую жену. А как только он с шутками да прибаутками выкупил, подошёл ко мне, уаль на лице приоткрыл (лицо невесте прикрывали), увидал и… обомлел. Уж не знаю то ль красивая была, то ль любил меня так дюже? Но я тоже обомлела, больно он люб мне был! Даа… А на свадьбе всей деревней гуляли. И гуляли три дня, и вспоминали хорошую свадьбу тоже три дня.
- А когда у вас свадьба была? Летом? Раз вы в речке купались? – Лера пытливо уставилась на рассказчицу.
- Да разве ж можно в деревне свадьбу играть, когда самая горячая пора? Вот после страды и принимались за гулянку, с Покрова́, как раз в осени серёдку. Ещё считалось, что молодые хорошо будут жить, коль на Красную горку поженятся, то есть через неделю после Пасхи. Ну а в Великие церковные праздники, посты венчание нельзя проводить – грех большой! – задумчиво пожевала губами старушка.
- Бабушка, а ты сказала, что дедушка за тобой на каком-то свадебном поезде приехал? Это что? – снова поинтересовалась девочка.
- Да это жениховы друзья повозки нарядили цветами, лентами разноцветными, а с собой набрали сладостей всяческих… Весело́ было! Песни, частушки, пляски под гармонь, балалайку, а скрипка как играла! Телеги ехали, а народ за ними с прибаутками шёл, – Пелагея Никитична снова задумчиво замолчала.
- А дедушка тебе колечко дарил? – внимательно посмотрела на неё внучка.
- А как же? До сих пор храню. Так ты ж его видала – серебряное с голубым камушком, мало́ уж давно, так и храню в платочке рядом с крестиком нательным, в каком меня в младенчестве хрестили, - бабушка вздохнула и тише добавила, - и обручальные были, только я их в войну на хлеб обменяла… совсем голодно было, ребят-то кормить надо…
- Жалко, что фоток не было тогда, хоть бы увидеть какие вы были: молодые, одеты во что, - разочарованно произнесла Лера.
- Почему же не было? – удивилась бабушка. – Карточки тогда уже делали. Не всем по карману, конечно, было. А у нас?.. Погорело во время войны много, ничего не осталось на память. Это ты права, жалко, конечно. И поглядеть щас невозможно, какими мы тогда были… На мне в день свадьбы венец был на голове – мы его с подружками сделали из вощёной бумаги: сами цветочки были белые, а листики зелёные. А платье из штапеля светленькое в меленький цветочек…
- Красивая, - мечтательно проговорила внучка, - а жених в чём был?
- Жених в костюме новом, он у Дениса так и остался: один на всю жизнь. Ра́не у всех так и было. Одёжу берегли, покупали редко, а ту, что в праздники наряжались, передавали от матери к дочери. Поэтому не успевали снашивать её. Работали бо́ле, чем веселились.
- Бабушк, а расскажи на чём вы тогда ездили. Ты вот говоришь: «повозки»… А какие они были? – девочка широко распахнула глаза – ей было интересно абсолютно всё из жизни бабушки.
- Много разных было, - неторопливо протянула Пелагея Никитична. И тут она случайно взглянула на часы. – Ооо! Ну и засиделись мы с тобой! Давай-ка спать ложиться! Я тебе ещё не одну историю расскажу, ведь нам с тобой долго ещё вдвоём куковать.
Бабушка и внучка заговорщицки захихикали.
А Лера, лёжа на кровати, ещё долго смотрела в тёмное окно и видела весёлый свадебный поезд, девичий хоровод и своих молодых, и красивых бабушку и дедушку, которого она никогда не знала…
Свидетельство о публикации №10388 от 22.10.2025 в 12:15:44
Войдите или зарегистрируйтесь что бы оставить отзыв.
Отзывы
Ох,какая хорошая история! Таким теплом от нее веет... Я до сих пор храню свадебное платье своей мамы....Спасибо,Илона,Вам за этот рассказ!
Спасибо, Елена! Пишу и вспоминаю свою бабушку, столько тёплых воспоминаний!