Истории для внучки. Жаворо́нки
Илона Завадская [valya_volf] | 17.11.2025 в 11:09:17 | Жанр: Рассказ
Лера зашла в подъезд и сразу же почувствовала запах свежей домашней выпечки. Она поняла откуда этот аромат, ведь именно сегодня бабушка обещала напечь её любимые булочки в виде милых птичек.- Бабулечка! – вихрем ворвалась в квартиру девочка и бросилась бабушке на шею. – Так вкусно пахнет! А какие они красивые!
Глянцевые подрумяненные булочки лежали на блюде и маняще поглядывали на Леру.
Пелагея Никитична отключила духовку, убрала в неё противень и улыбнулась внучке. Бабушка и сама была разрумяненная, как и её птички.
- Хороши? – она поднесла одну поближе к своему лицу и с наслаждением вдохнула аромат ещё горячего сдобного теста.
Девочка, соглашаясь, кивнула головой.
- А ведь это не просто запах, - неторопливо, поучительно глядя на внучку, произнесла старушка, - это память. Вот мне уж сколько лет, а до сих пор не могу забыть его! И ты никогда не забудешь! Вот что ты почувствовала, когда услышала этот запах?
- Голод, - засмеялась Лера, - и нетерпение побыстрее попробовать эту вкуснятину.
Бабушка улыбнулась и велела девочке мыть руки, чтобы поскорее отведать её стряпню. Как только на чайнике весело запрыгала крышка, и душистый чай поджидал на столе, Пелагея Никитична продолжила начатый разговор: «Голод, говоришь? Кушай, милая, аппетит есть – это очень хорошо! Я до сих пор помню, как просыпалась от запаха материных пирогов. Она вставала ра́не всех, чтобы поставить опару, замесить тесто. Я глядела в окно, видела солнечные лучи, скользящие по столу, и мне казалось, будто я в сказке. Было тихо-тихо, и в этот самый момент думалось, что обязательно должно произойти какое-нибудь чудо. А ведь на самом деле – это и было настоящее чудо: родительский дом, тепло, уют и никаких забот. Только все родные и близкие вокруг и запах! Он был кругом – на стенах, одёже, в воздухе… Знаешь, как ране говорили? Хочешь купить дом – покупай тот, где пахнет пирогами, только там настоящий семейный уют, счастье, любовь, внимание и забота. Ведь что такое пироги? Это не просто еда – это символ семьи, лишний повод собраться всем вместе за большим столом, поговорить друг с дружкой, разделить общую радость. В каждой семье есть свои традиции, какие-то свои собственные секреты приготовления. Ну, а так, сама знаешь – на Масленицу, конечно же, блины! Весна, тепло, радость, а блин… – это ж маленькое солнышко на тарелке! Матерь моя много блинов пекла, всех же накормить надо! Пекла разные: и толстые, и тонкие, и сладкие, и солёные. Эх… Румяные, аппетитные… только у неё такие выходили!
А на Пасху куличи пекли, яйца красили. Пасха – большой праздник, великий день, ну и куличи, конешна, как возрождение, новая жизнь. Без них на столе никак. Бывалоча, вкусные, ароматные, пышные стоят на столе, что твои купчихи! Мы-то с Натальей, как подросли, так тоже матери помогать стали: тесто замешивать, выпекать, украшать их. Чем могли: крестами, орехами, маком.
А каши какие пекли в русской печке! У матери моей рецепты простые были, но готовила она всё вкусно и просто. Раньше же как – от бабки к матери, от матери к дочери. А семейные секреты бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Самое простое, но необходимое – это хлеб. Ведь в старину его пекли в каждом доме, никаких магазинов тебе! Ох и хорош был материн хлеб! С сольцой… Ох и вкусён!»
- Бабушка, а у твоей мамы какие были особые секреты? – с любопытством спросила Лера.
- Секреты? – хитро усмехнулась Пелагея Никитична. – Говорю ж, всё просто готовила, но с душой и с любовью. Вот тебе и главные секреты! Помню, как моя матерь учила меня щи варить. А я маленькая ещё была, еле до загнетки дотягивалась. Слушала её внимательно и старалась всё исполнять, как она велит. Вот щас книжки целые печатают с рецептами, бабы сами от товарок своих узнают что-то новенькое и в тетрадки записывают. А бывалоча как, каждое кушанье – своя история. Вот пироги, к примеру, часто их не пекли, по особым случаям. Тоже, ох и вкусны были! Пирожки и пироги с капустой, с яблоками. Яблок-то много у нас было: и анис, и антоновка, и штрифель. А потом садились всей семьёй чай с этими самыми пирогами пить. Мать с отцом любили на травках чаи: сбирали их тоже все вместе – и мяту, и шалфей, и зверобой, и ромашку.
Бабушкино лицо осветилось тёплой улыбкой. Она вспомнила, как любили они собираться за большим дубовым столом: отец говорил о делах; мать – о скотине, об огороде, о них, ребятах; а они тоже были частью общей семейной беседы, и вставляли что-то своё, безобидное, детское, но до боли волнующее в тот момент их души.
Мать и отец Пелагеи Никитичны жили мирно и ладно, в их доме всегда царили тепло, уют, счастье и вкусно пахло свежим печёным тестом. Возможно, именно поэтому Поля считала, что именно этот аромат создаёт ощущение комфорта, защищённости и спокоя. А теперь, когда уже давно нет в живых её родителей, да и сама она уже преклонных лет, но именно те воспоминания, замешанные на той далёкой опаре, всегда возвращали её в давнюю память детства.
- Бабушка! – нараспев напомнила Лера. – Ты очень интересно всё рассказываешь, но всё-таки хотелось бы про жаворо́нков. Забыла? И почему ты их называешь жаворо́нками, ведь правильно говорить «жа́воронки»!
Девочка с интересом посмотрела на румяных птичек, лежащих на блюде, а потом на Пелагею Никитичну. Старушка с уважением глянула на внучку и чуть заметно улыбнулась: «Ты молодец, грамотная! А мы-то тогда что знали? Хорошо, кто хоть один-два класса образования имели. Знаешь, как я мать твою читать учила? Вот говорю, эта буква на рога барана похожа – «З» значит. А жаворо́нки? В старину ведь у нас так и говорили «жаворо́нки»! Птичка-то эта, сама неприметная на вид, серенькая, ровно воробей! А хороша! Мы её своей считали, деревенской! Весну она с собою несла, тепло! После зимы самими первыми они изо всех птиц в Расею вороча́лись. Прилетают жаворонки, почитай, в самом начале марта, с первыми проталинками. А двадцать второго числа, когда день меряется с ночью, а весна окончательно сменяет зиму, что это значит, знаешь? Значит, можно начинать работу на полях и огородах. Ты видала, как жаворонок летает? То вверх, то вниз, поэтому про него в народе и говорили, что он землю пашет. С двадцать второго марта всё менялось: и земля силой наполнялась, и тело человеческое жаром да энергией наливалось. День этот ещё называли «Сорок Сороков», а жаворонок за собой всех остальных своих собратьев вёл, но название это не от птиц соро́к, а в честь сорока мучеников севастийских, что за веру сгинули. А ещё считали, что с чужбины возвращаются сорок птиц. Вот тогда-то и начинали печь жаворо́нков. Их именно так и называли у нас «жаворо́нками». Сбирались все ребята вместе с матерью, бывалоча и отец подмогнёт, коли время дозволяет. Хохотали все, истории разные сказывали. А как бывали наши птички готовы, насодим их на длинные палки и на волю, гулять, весну-красну встречать, зазывать. Забирались на пригорок и ну кричать: «Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите, тёплу вёсну принесите. Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Привязывали своих жаворонков и к берёзам, и к плетням – те от ветра качались, будто летели.
Ну а, как нагуляемся – матушке птиц своих снесём. Обычно голову от жаворонка отламывали, а остальное сами съедали. Делали это и загадывали, чтоб здоровье было. А ещё и приговаривали: «На-ка, мамушка, тебе голову́ от жаворо́нка: как жаворо́нок высоко летел, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворо́нка голова, так чтобы и лён такой головастый был».
Бабы наши некоторые даже и на ярманку свою выпечку свозили и торговали там не только этими жаворо́нками. К тому дню пекли даже пряники – это, чтоб урожай, значит, был богатый на будущий год; а колобков – чтоб куры лучше неслись. Сделаем гнёздышки из соломы и туда, а потом в курятник ставим.
В деревнях вообще любили птиц. Считалось, коли аисты на крыше живут – будет там мир и благополучие; защитит тот дом от пожара и предскажет прибавление в семье. И наоборот, покинул тот внезапно гнездо – жди беду! Ласточек ещё много гнездилось у нас, касаток, мама-то твоя так свою племянницу любит, что до сих пор её касаткою величает».
- А про них тоже история есть? – поинтересовалась Лера.
- А ка жа? – воскликнула Пелагея Никитична. – Коль в хозяйстве есть гнездо ласточки – быть ему богатым на урожай. Потому народ всячески старался прикормить касаток. Но жаворонков всё равно дюже всех любили у нас. Божья птичка… Мать говорила, что когда-то Господь взял кусочек земли, подбросил её высоко вверх, и превратилась она в маленькую серенькую птичку – жаворонка. Вот ведь и в правду, как и люди бывают, вроде неприглядный, а какой душевный и звонкий. Песни свои заводит, прям как воротится в Расею. Но тоже родимцы любят и поля поразорять. А гнёзда свои он в лесу не устраивает, всё на земле, в ямке, посередь травы. У нас некоторые ребяты на них силки ставили, а потом в клетки посодют и держут. Долго они там живут, лет по десять, а поют как – цельный день, почитай! Вот так-то, милая, услышишь песню жаворонка – значит весна пришла, солнышко взошло, пора дела начинать, радоваться жизни.
Бабушка весело посмотрела на внучку.
- А я тоже про них знаю, много стихов жаворонкам посвящено: и Жуковский, и Бунин, и Бальмонт восхищались их трогательностью, чистотой, - сказала Лера. – Лиричные они птички, одной только своей мелодичной песней вдохновляют на творчество.
Пелагея Никитична снова с восхищением посмотрела на свою образованную внучку и добавила: «Но тоже не такая простая у них жизнь, как и всех. Это только с виду они такие беззаботные, а так-то хватает у них хлопот: и пропитание добыть, и дом обустроить, и потомство вырастить, и от сокола защититься. Но, по мне всё ж, пожалуй, нет больше ни одной птахи, которая бы так любила свободу! А к своему концу, думается, он, родимый, оторвётся от нашей грешной земли, взовьётся к самому солнышку, огласит на прощанье всю округу свои пеньем и снова возвернётся на небеса, поближе к Господу Богу».
Свидетельство о публикации №11457 от 17.11.2025 в 11:09:17
Отзывы
Читала и невольно окуналась в воспоминания своего детства. Добрый, уютный и тёплый Ваш рассказ, Илона!
Спасибо, Ольга! Очень хотелось вызвать именно такие тёплые воспоминания.
Какое прекрасное произведение у Вас, Илона, получилось! Очень уютное, по-домашнему тёплое и родное! Так сейчас не хватает этих посиделок за большим столом, где собираются несколько поколений одной семьи!
Спасибо за то исконно-русское, которое Вы передали!
Спасибо, Елена! Да, всем нам не хватает общения, того семейного тепла, разговоров за одним большим столом... И это так грустно. Надо задуматься и возобновлять старые добрые семейные традиции.