О стихах и поэзии

Валерий Бодров [Valeri] | 11.12.2025 в 14:49:36 | Жанр: Эссе

     Статья о стихах и поэзии.
     Разговоры о творчестве всегда трудны. Одному нравится то, другому это, кто-то вообще неадекватен в отношении к  альтернативному искусству или даже к общепринятому. Споры, что лучше, качественнее и желаннее, возникают всегда, а если не возникают, то появляется завистливое равнодушие: «Да делай ты что хочешь, только не суйся на мою территорию!» Но пространство у нас у всех общее, но прийти к одному знаменателю никто не хочет. Скрытая гордыня движет творчеством. И я не хочу влезать в это болото, где разводятся самобытные пиявки. Просто я решил для себя выяснить, о чём так усердно спорят пишущие авторы, и стоит ли с этим связываться.
     Поэтому поговорим о стихах и поэзии, что как вы уже догадались совершенно разные вещи. Я уже понимаю, что и здесь найдутся «великие» кормчие в корне не согласные с этим высказыванием и прокладывающие курс только своими пустотелыми виршами. Однако это так!
     Что такое стихи? Это строки в размерах с рифмой на конце. Строки чередуются: длинная мужская, короткая женская. Стихотворных размеров существует очень много. Я их даже тут упоминать не стану, речь не об этом, а о том, что зарифмовать можно всё. В том числе и прозу. И зарифмованная проза также будет считаться стихотворением. Вот кусочек стихотворения Эдуарда Асадова «Маленькие люди».
 
Цветистая афиша возвещает
О том, что в летнем цирке в третий раз
С большим аттракционом выступает
Джаз лилипутов — «Театральный джаз»!

А кроме них, указано в программе,
Веселый ас — медведь-парашютист,
Жонглеры-обезьяны с обручами
И смелый гонщик — волк-мотоциклист.

Обиднейшее слово — лилипуты,
Как будто штамп поставили навек.
Как будто все решает рост. Как будто
Перед тобой уже не человек!

     Возникает праведный вопрос. Зачем это зарифмовали, если всё можно было сказать прозой. Здесь нет метафор, да и вообще ни одного тропа, поэзии в этих строчках - ноль. Её там нет. А мы читатели её ждём и ищем. Зачем нужно было так мучатся, зарифмовывая обычные предложения?
     Вот это вопрос вопросов!
     Я думаю, что мы так сильно друг от друга отличаемся, что не только видим разные цвета, но и слышим разную музыку стиха. Кто-то восхитится Асадовым, а Бродский ему покажется заумным стихоплётом. А тот, кто с удовольствие читает Бродского, на дух не переносит Асадова. Но ведь всё это в одном пространстве, где мы живём и существуем. Есть ещё один вариант. Человек, пишущий такие стихи вообще не имеет образного мышления, но стихи писать любит. Если сравнивать с цветом, это примерно, как видеть всё окружающее в одном тоне или вообще не различать цвета. Эдакий словесный дальтоник. Он просто не понимает образных сравнений или других словесных изысков, а Литота и Синекдоха, по - его мнению, всего лишь ископаемые животные, обитающие в Австралии. Но это нисколько не умаляет его существование на земле, как человека. Просто у него будет такая же аудитория читателей, как и он сам. Вот и всё и нечего мудрствовать.
     Теперь нужно разобраться, что же такое поэзия и как она относится к стихам.
     Пушкин, например, честно признался, что его «Онегин» - это роман в стихах. А что это значит? Что поэзии там минимум, процентов пять, остальное просто рифмованная проза, но от этого роман хуже не становится, а лишь выигрывает. Но Пушкин мог себе такое позволить, а современный писатель игнорирующий Иронию или Метонимию прямиком попадает в болото к самобытным пиявкам.
     С другой стороны Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой. Что это значит? А это значит, что поэзии в прозаическом тексте Николая Васильевича больше чем в романе в стихах Александра Сергеевича. Как же так? Спросите вы. Должно быть наоборот! Ан нет, извольте запомнить и уяснить поэзия субстанция вдохновенная, и может присутствовать, где захочет. А не только в стихах.
     Возьмём для примера стихи Бродского, раз уж я его упомянул.
Вот стихотворение «Одиночество».
 
Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из-под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, —
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и — кстати — самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.

Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими её дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.

Да. Лучше поклоняться данности
с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.

И что мы здесь читаем? Сплошные тропы и сарказм с иронией, а за всем этим что-то ещё выглядывает. Нам кажется или на самом деле. Что же это? Попробуем разобраться.
     «Сознание усталое» - это как? Где мера усталости сознания. Это когда ты после 12 часовой смены на заводе или тебя задолбали все вокруг своей тупостью. А может, ты решаешь судьбы мира или математическое уравнение, которое никто не мог до тебя решить? А может эти действия все вместе происходят?
     Если после «палубы» и «одиночества» плюющего на «человечество», (что вполне естественно в наше время, когда нет покоя душе и благостного отдыха мыслям, а лишь только рвачка за деньгами и устройство себя любимого в социуме), человек действительно начинает во всём сомневаться и, в конце концов, приходит к «милым могилам данности». А что это? Могилы отцов, дедов или забытое на библиотечных полках искусство, или то, что он видит вокруг и начинает безоговорочно в это верить, потому что уже даже в Боге он сомневается. Напряжение у читателя возрастает, если он конечно не словесный дальтоник. И во второй части стиха автор доказывает нам, что «данность» побеждает. Но каково это ощущение после последней прочитанной строчки. Почему выступает слеза и перехватывает горло. Что зашито автором в этих коротких фразах? А это и есть поэзия. И не смотря на все уловки слов и тропы, вы всё равно понимаете, о чём пишет автор. Это есть великое достижение человеческого духа!
     А стихотворение Асадова, если его начать пересказывать напоминает цирковую программку. В результате таких вот развлечений я пришёл к выводу и к правилу, которое поможет быстро определить есть поэзия в стихах или её нет и это просто рифмованная проза.
ЕСЛИ НАПИСАННОЕ В РИФМУ, МОЖНО ПЕРЕСКАЗАТЬ ПРОЗОЙ БЕЗ УЩЕРБА ДЛЯ СМЫСЛА, ЗНАЧИТ ЭТО ПРОСТО СТИХОТВОРЕНИЕ. А ЕСЛИ НАПИСАННОЕ В РИФМУ, ПЕРЕСКАЗАТЬ ПРОЗОЙ НЕЛЬЗЯ, ЗНАЧИТ ЭТО ПОЭЗИЯ.
     К слову сказать, рифмованная проза и поэзия почти всегда смешаны. И для определения количества поэзии в стихе можно использовать проценты. Но я думаю, что это смешно. Поэзию чувствуешь сразу. Процентов 80 поэзии в тексте – это уже гениально. Больше уже может только супер поэт. Удачи всем! Используйте тропы, и будет вам счастье)))).
 
26.03.2025г. Б.В.

  


Свидетельство о публикации №12254 от 11.12.2025 в 14:49:36

Войдите или зарегистрируйтесь что бы оставить отзыв.

Отзывы

Вы отлично объяснили. Я, правда , задавалась этим же вопросом. Согласна с вами.
Один лишь момент: я ищу в любом произведении суть, ради чего это было написано. И стихи бывают и поэзия замечательные.
Не люблю, когда награмоздят тропы и всё остальное, а ради чего неизвестно.
Спасибо.

Правильно, всегда нужно задавать себе вопрос: Зачем ты это царапаешь пером. Если ответа нет, лучше заняться чем-то другим.

Валерий, прочитала ваше эссе с большим интересом. Тема действительно зацепила и заставила задуматься о разнице между стихами и поэзией. Признаюсь, стихотворная форма дается мне нелегко, возможно, поэтому я не так глубоко задумывалась о различиях между "просто стихами" и настоящей поэзией.
Вы очень точно подметили, что в одних стихах мы ищем ритм и отражение собственных чувств, а в других – глубину и метафоричность. Как вы и пишете, настоящее "совпадение" случается не так часто, как хотелось бы. Интересно, что иногда именно "прямота и правда жизни" в простых стихах трогают нас больше, чем витиеватые образы.
Мне близка ваша мысль о том, что не стоит вешать ярлыки. Главное – найти то, что откликается в тебе, будь то "рифмованная проза" или сложный поэтический образ. Если текст "цепляет", вызывает отклик – значит, он уже "имеет место быть". Ваш критерий "возможности пересказать прозой" – очень любопытный и заставляет по-новому взглянуть на многие стихотворения.

Если автор или читатель хоть раз почувствовал, понял, включился в поэзию, то он уже никогда больше не вернется к рифмлваной прозе. А знаете почему?) Да потому, что мозг всегда требует более сложных загадок. И поэзия ему это дает. Знаете, написание одного поэтического четверостишия заменяет толстую книгу разгаданных кроссвордов. А это значит, что продлевает жизнь и отодвигает слабоумие. А так конечно, все имеет право на существование😊