Жила-была Варя
Морозова Екатерина [Rina-Nord] | 05.05.2025 в 14:44:28 | Жанр: Очерк
Щёкина Варвара родилась в селе Хохлово в большой работящей семье. Их было шестеро – три сестры и три брата. Все красивые, голосистые, чернявые, как на подбор. Каждый в свое время обзавелся семьей, у каждого народились дети.И Варя вышла замуж в самую свою женскую пору, как было положено в те времена. Ладная, смекалистая, хозяйственная, хоть и небольшого росточка, она приглянулась Алексею Бердикову из соседнего села Углово. После свадьбы сменила родительский дом на мужнин.
Когда пришла беда, и немцы двинулись вглубь страны, пролетев по Украине черным ветром до их тогда еще Курской губернии, муж Варвары уже служил стрелком и охранял эшелоны с ранеными, которых свозили в госпиталь, развернутый в Валуйках. Старшие дети тоже не остались в стороне. Трое ушли вслед за отцом, но попали в действующие войска, на самую передовую.
А Варя осталась с младшими Алексеем и Ильей в Углово. Ходить за скотиной, беречь дом, ждать и верить, что скоро треклятая война закончится.
Она не унывала, всегда была сосредоточена и собрана. Фашисты вошли в село, и светлый, наполненный когда-то любовью и заботой дом заняли венгры, румыны и немцы. А молодая хозяйка перешла жить с сыновьями в погреб. Сыро и холодно, порой невыносимо голодно было, ведь справившись с утренними делами, ей приходилось идти на работы – восстанавливать разбомбленную железную дорогу. Платой была похлебка из воды, как вспоминала она потом. И пропустить работу нельзя было. Могли избить или, того хуже, отправить в концлагерь, а у нее на руках были два мальчишки. Отыграться могли на детях.
Что испытывала в те жуткие дни и месяцы эта сильная духом женщина, не могу сказать точно. Лишь догадываюсь по ее рассказам внучкам и рассказам ее сыновей.
К тому времени, когда село попало в оккупацию, Алексей Тимофеевич вместе с эшелоном попал под обстрел, был тяжело контужен и угнан на работы в концлагерь в Норвегии Stalag II-B. Чудом спасшийся от плена односельчанин, сообщил Варваре, что ее муж жив. Но тут же пришли известия, что один из ее сыновей погиб, а другой пропал без вести под Харьковом. Братья, окончив Подольское пехотное военное училище, весточки не спешили слать родной и горячо любимой сестренке. Служба у молодых офицеров была непростой и очень опасной. Порой, даже далеко за пределами Родины.
Тем временем, из подворий односельчан скотина исчезала быстро. Оккупанты вели себя, как хозяева, требовали к себе если не преклонения, то почитания, как перед великосветскими господами. Они привозили своих жен и строителей, выбирали участки для строительства поместий, делили кому сколько рабов достанется. Они велели тем, чьи дома захватывали, чтобы им на стол готовили всё самое лучшее. Так, спустя несколько месяцев в Углово закончились поросята, утки, гуси.
Одним зимним утром увели со двора Варвары молодую коровку, которая не давала погибнуть с голоду ей и ее сыновьям. Старший, одиннадцатилетний Алексей, молча стиснул кулаки и затаил злобу, а семилетний Илюшка никак не мог с собой совладать, видя, как мать еще ниже опустила голову и как-то вся ссутулилась, предчувствуя еще более трудные времена.
Когда она ушла в хатёнку готовить еду, Илья сбежал от старшего брата и побрел за своей кормилицей. Он твердо решил вернуть ее. Что мог ребенок против взрослых обозленных захватчиков? Илью поймали быстро и легко. С шумом и издёвками, взрослые вояки его пинали и толкали, как надоедливого щенка.
Алексей смекнул, откуда доносится шум и позвал маму. Варя со всех ног бежала на другой конец села, надеясь успеть и предотвратить несчастье. Когда она кинулась в ноги немцу с мольбами оставить сына в живых, фашист уже заносил приклад ружья над избитым мальчиком.
- Берите все, - рыдала она, - забирайте все, что хотите, только мальца не трогайте. Умоляю, оставьте мальчика, - кричала, надрываясь почти обезумевшая мать.
Илью принесли домой. Он отлежался, встал на ноги и до конца жизни помнил, что мама ему дважды подарила жизнь.
Варвара Трофимовна Бердикова, в девичестве Щёкина, дождалась освобождения села и области. Дождалась Дня Победы и возвращения мужа, братьев, сына. Похоронка на среднего сына пришла, когда дочки Ильи уже учились в средней школе. Прабабушка долго сидела за накрытым нарядной скатертью столом между окошком и русской печкой, перечитывала сухие протокольные фразы.
«Погиб…»
«Захоронен…»
«Приглашаем на церемонию перезахоронения.»
Эта героическая в своей стойкости, верности, жизнелюбии женщина прожила всего семьдесят восемь лет. Похоронена на своей малой родине. В нашем семейном фотоальбоме рядом со снимками бравых офицеров в каракулевых шапках и с россыпью боевых орденов и медалей на груди, фотография маленькой, скромно улыбающейся бабушки, занимает почетное место.
Мы горды, что в нашем роду когда-то давно жила-была Варя.
Свидетельство о публикации №1755 от 05.05.2025 в 14:44:28
Войдите или зарегистрируйтесь что бы оставить отзыв.
Отзывы
Я обрыдалась..., низкий поклон таким Варям, их было много, спасибо им. И сейчас хотели повторить фашисты, не получилось и не получится! Спасибо и тем, как ты Катюша, за память! Только тогда, когда мы помним свои корни, что им пришлось пережить, мы победим эту нечисть!!!
Римма, согласна с вами. Пока жив хоть один из нас, фашистам не место на земле.
Я не застала свою прабабушку. Но Илья отец моей мамы, и он часто рассказывал, как им жилось в оккупации. Стараюсь сберечь их воспоминания хотя бы в виде очерков и рассказов.