Студент сквозь года

ZilyaFay [ZilyaFay] | 16.06.2025 в 17:04:50 | Жанр: Эссе

"Студент сквозь года"

"Студенчество... наверное, каждый человек, кто в когда-либо проходил обучение в сузах и вузах, ностальгирует, услышав это слово. Прекрасная пора молодости! Море новых впечатлений! Взлеты и падения, снова подъем... Неуверенность, постепенно переходящая на твердое стояние на ногах. Сильная тоска по родному дому, по родителям, брату и сестрам...
Сейчас перенеслась в далекое время, когда я после 9 класса, будучи 15-летней девочкой, с заместителем директора поехала в Оренбург, чтобы пройти собеседование в музыкально-педагогическом училище № 2, которое впервые набирало группу из детей без музыкального образования... Старое здание, много незнакомых людей, сильное стеснение... Меня прослушали. Надо было спеть песню. Я как сейчас помню, как пела «Крылатые качели». Сама даже не понимаю, как мне удалось это сделать, ведь я сильно волновалась. Никогда до этого от родителей не отрывалась, тем более не выступала перед незнакомыми людьми. Оказывается, я петь умею! И голос у меня сильный, красивый! Потом завуч спросила меня, почему она не знает, каким талантом я обладаю. Если честно, это и для меня самой оказалось неожиданностью. Я и сама не знала, что у меня есть слух, что чувствую ритм и такт, могу в точности воспроизвести то, что тогда настучали мне, могла в точности спеть аккорды, которые мне наиграли на пианино, которое я впервые увидела вживую.
Меня приняли, и я стала абитуриенткой. Самым страшным воспоминанием тех дней была первая ночь в общежитии и мое знакомство с рыжими тараканами. До этого я никогда-никогда не видела этих насекомых и даже не знала об их существовании. Я всю ночь просидела на кровати! Было ощущение, что они просто повсюду: и на потолке, и в кровати, и на подушке, и на полу, они ползали по мне и сверху на меня падали, летали, их крылья (а есть ли они у них?!) шуршали громко. К утру, совсем обессилев, я провалилась в глубокий сон, а утром меня разбудили одногруппницы, чтобы вместе пойти учиться. Потом эти тараканы сопровождали все 4 года моего обучения в училище, и я их уже просто не замечала. Но чего мне стоило привыкание к ним. Я брезговала всей едой, которая оставалась незакрытой, посудой, потому что знала, что по ним ползали эти рыжие пруссаки. Мне было трудно надевать одежду, использовать полотенце, потому что тараканы были повсюду. Они жили даже в холодильнике! Но человек ко всему привыкает, также я пережила свое отвращение к ним, научилась их травить, хотя бы на время избавляться от их присутствия в моей студенческой жизни.
Долгий месяц я одна осваивала город, изучала русский язык (я его путем не знала, так как училась в национальной школе и родом из башкирского села, башкирской семьи), привыкала к одногруппникам, а по ночам плакала, потому что мне очень трудно было быть одной. Я себя чувствовала незащищенной, мне себя было жалко, но я упорно изо дня в день ездила в училище и изучала нотную грамоту, посещала консультации по предметам, по которым надо было сдавать вступительные экзамены. И вот я студентка 1 курса. Ура! Нас 24 девочки после 9 и 11 классов, и один маленький, низенький казахский паренек, который в первый же месяц учебы оставил учебу. Оказывается, трудно, никогда не играя на инструменте, вдруг начинать играть. Как ученики 1-го класса мы часами учили ноты, играли маленькие этюды на основных инструментах – баянах и аккордеонах, еще и на дополнительном инструменте – пианино. Жизнь в общежитии – это бесконечные очереди в течение 4-х лет учебы: кто быстрее займет кубовую, чтобы быстро-быстро порепетировать на основных инструментах, кто душ, кто конфорки на газе (а из 3-х плит работали 2, на которых функционировали 2 конфорки), кто пианино в комнате и т.д. и так до бесконечности... А занятия проходили в 2 смены и в 2-х корпусах, между которыми транспорт не ходил, надо было пешком добираться. Если в первую смену учились по предметам 10-11 классов, сольфеджио и музыкальную литературу, то во вторую - бежали в другой корпус, потому там были индивидуальные занятия по баяну, пианино, пению и хору, дирижированию. Было так, что индивидуальные уроки начинались в 7 ч 15 мин. А преподаватель первой всегда ставил меня, потому из всех его студентов одна я всегда приходила раньше него и сидела репетировала. Он удивлялся, как я умудряюсь так далеко через полгорода приходить вовремя, и никогда не возмущалась, что мне трудно вставать рано (а каждый день начинался в 6 ч утра и завершался в 12 ч ночи). И зимой, и летом, я посещала все занятия без опоздания, на какое время меня ни ставили бы.
Были, конечно, и смешные моменты. Например, преподаватель по баяну каждый день грозился мне, что принесет ножницы и будет укорачивать мне мои ногти, которые всегда у меня были чуть длиньше, чем положено, и стучали по клавишам, когда я играла на инструменте. Кстати, ни разу за 4 года он этого не сделал. Или вот история, которую без улыбки не вспомнишь. Где-то на 3-ем курсе в период весенней сессии в общежитии случилось так, что у нас пропала с кухни наша кастрюля с супом, который мы варили так старательно и долго из тех продуктов, что удалось найти у нас и подруг из другой комнаты. Уже спать пора, почти 23 ч., а мы после учебы во вторую смену никак не можем сварить и поесть горячее, потому что все с этажа вместе пришли, позанимали очереди, долго готовили и кипятили чайники, а мы вот припозднились. Ладно, наконец вчетвером по очереди между выполнением домашних заданий и репетициями, мы сварили наш суп. Приспичило же мне пойти в комнату за специями. Видите ли, забыла я лаврушку бросить в суп... Прихожу обратно (не прошло и 1 минуты, наверное), а на конфорке пусто. Эх, остались мы голодными... Но не привыкать. Бог с ней, с едой. А вот кастрюлю было жалко. С нулевым настроением, попив сладкий чай вприкуску с серым хлебом и луком, девочки еще сало вытащили, мы легли спать. Утром вышли ставить чайник. Ну вот заходим на кухню, и ощущаем, что-то сильно бьет в глаза. Сильный блеск. Оказывается, так красиво сверкала наша алюминиевая кастрюля, которая была вычищена до ослепительного блеска! Ну и смеялись мы, конечно, всем этажом. Нашлась пропажа. Вор оказался порядочным человеком: не только вернул кастрюлю, но и вычистил ее... А воровали еду часто мальчики из музыкального училища, которые жили между этажами девочек из музыкально-педагогического училища (здание было 9-тиэтажное, 2 корпуса).
Есть один момент, который даже спустя через 33 года будоражит мою душу... Была у нас в группе девушка, которая, по современным меркам, считалась девушкой асоциального поведения. Ей было 16 лет, но она уже курила, выпивала, часто пропускала уроки, зачеты и экзамены никогда не сдавала с 1-го раза, да и часто к ним была не допущена. Вела она себя развязно, сама была грубоватой, мужиковатой, и собирала вокруг себя таких же отвязных девиц. На мое счастье, возможно, она жила на квартире. А у студентов испокон веков между теми, кто живет в общаге, и теми, кто живет на квартире, нет особой дружбы. Так вот она начала надо мной посмеиваться, когда я вставала отвечать на учебных занятиях. Видите ли, у меня был сильный акцент (о котором я и не знала, так как все девочки, с кем я общалась, никогда мне об этом не говорили). Я, которая всегда получала 4 и 5 по всем предметам, стала получать 2, так как вставала и молчала, ничего не говорила. Конечно, преподаватели просто ставили 2 и сажали меня. Так продолжалось не очень долго, но все же я успела нахватать плохих отметок. Только один преподаватель по музыкальной литературе (я до сих пор помню эту стройную девушку с длинными ухоженными кудрявыми волосами – Викторию Станиславовну) заметил, что я молчу, а до этого времени всегда отвечала, на каждом уроке, потому что я просто все заучивала наизусть, ведь я сюда пришла учиться. Тогда она стала меня на переменах приглашать в свою лаборантскую и опрашивать. И я ей все рассказывала. Она мне ставила 5. Потихоньку расспросила, почему на уроках я молчу. Наверное, я сказала ей про ту девушку. Через некоторое время эта девушка перестала надо мной посмеиваться, передразнивать меня, а я с помощью Виктории Станиславовны снова заговорила на уроках.
В итоге я окончила наше училище на 4 и 5, получив специальность «Музыкальный работник и воспитатель в детском саду», а та девушка, которой не понравилась моя русская речь, была отчислена еще на 1 курсе. Обида или что-то до сих пор живет в моей душе. Острота восприятия, казалось бы, стерлась, а все равно помню ее. Я же не виновата, что выросла в среде, где русская речь звучала редко. А в школе никому и в голову не приходило, наверное, править мою речь, так как все мы одинаково говорили. Да и как забыть-то эту маленькую страницу из моей жизни?! По иронии судьбы я же стала учителем русского языка и литературы! Училась в университете на одни 5, окончила его с Красным Дипломом без единой 4, и вот уже 23 года учу детей в школе. Вот в вузе уже никто мне не мог сказать ничего плохого про мою русскую речь, наоборот, мне говорили, что я говорю чисто, без акцента. Так вот простая несмелая деревенская девочка, пройдя школу жизни, получила образование и билет в будущее. Мои обе профессии востребованы всегда. Я выбрала себе правильный путь, надеюсь… 

Зиля Рафиковна, учитель русского языка и литературы

Свидетельство о публикации №3680 от 16.06.2025 в 17:04:50

Войдите или зарегистрируйтесь что бы оставить отзыв.

Отзывы


Еще никто не оставил отзыв к этому произведению.