Банька по чёрному
Марина Финк [MarinaF] | 18.06.2025 в 13:35:32 | Жанр: Дневники и мемуары
Пишу и понимаю, что явление баня по-чёрному недосягаемо для понимания абсолютного большинства людей. И для образного представления, кстати, тоже. Кто из вас, читающие сейчас мои воспоминания, мылись и парились в детстве в баньке по-чёрному, или хотя бы проходили мимо когда-нибудь, когда она уже стала артефактом, или вам рассказывали про неё? Ах да, слышать могли, в песне Высоцкого есть такие слова : "Протопи ты мне баньку по-чёрному".
Почему-то эта картинка стала нет-нет, да и проскальзывать в моих мыслях. А образы какие...
Деревенька Сизёво, что в Пермской области, разделённая на две части речушкой Весым с ключами, бьющими на дне и речной поймой, зарастающей лютиками и кувшинками. Вдоль речушки, то там, то здесь, словно дети её, били большие и малые родники. Я пишу про летний сезон, почему-то зима не так ярко запечатлелась. А через речушку были переброшены с берега на берег мостки деревянные для пешеходов. Местами она была такая бурная, своенравная, а местами плавная. В пойме этой речки, на лугах, за огородами, стояла та самая банька.
Мне 3 -5 лет. Лето. Затапливали баню. Воду носили из этой речушки, в метрах 20 она была всего. На лугу цветы: одни отцветают, другие зацветают, пока не скосят их. Святые Небеса, как же образ высветился, даже запахло дымом от бани и сыростью от речки.
Почему по- чёрному называли? Трубы же не было, была только дырка, через которую выходил дым. И маленькое окошечко для мало-мальского освещения, оно было застеклено и почти чёрное от копоти. Печь низкая, сложенная из камней, на которые ставили вёдра с водой для разогрева. Ждали, когда баня протопится. Потом дырку в стене закладывали и мылись. Ещё лучина была. Её зажигали, когда надо было найти ту же мочалку. В кромешной тьме что увидишь?
Я страсть как не любила чёрную баню и орала благим ором, когда меня парили. Мыться я любила. По взрослению, годам к пяти, я скорей всего, уже приняла это обстоятельство и перестала орать. Точно так. А мыли меня мои бабушка Февронья да тётя Варя, её младшая сестра. Помоют, попарят, а потом обливают настоявшейся водой из речки. Тут я тоже недовольствовала. Зато в предбаннике благодать сущая.
Кто-то снаружи должен был стоять, чтобы домой отвести меня. Как мне нравилось после баньки пройти по траве, подняться немного на пригорок и пойти к дому моего прадеда Игната. В это раз я выстояла против веника. Ой, хоть бы в следующий раз не так горячо!
А теперь елей на Душу, может и на ваши тоже изольётся. В речной пойме, ближе к летнему вечеру, становилось сыро. И застилались луга туманом, а через этот туман смотришь и где-то выныривает силуэт пасущейся лошади. А вот и вторая лошадка. И где-то звон колокольчика на шее заблудшей коровы, так пока и не дошедшей домой. Ковёр из полевых цветов: купальницы, ромашки, колокольчики. Летний деревенский день, заполненный крестьянскими заботами в колхозе и на личном подворье подходил к концу. И мы, дети и взрослые, напарившиеся в баньке по-чёрному, каждый шли на ночлег.
Слава бане по-чёрному, воде ключевой, траве шёлковой, моим предкам и моему детству!
Свидетельство о публикации №3947 от 18.06.2025 в 13:35:32
Войдите или зарегистрируйтесь что бы оставить отзыв.
Отзывы
Как же это не знаем баньку по-чёрному, почему ж недосягаемо для понимания?))) Знаем, мы из народа. Те самые, кто ходил по тропинкам по траве шелковой, кто воду ключевую пил. Ох, люблю я такие рассказы, народные, настоящие как у Вас. Спасибо, Марина, душой отдохнула и в детство вернулась. Красота народная.