В гостях у сказки

БСБ [Svet-Svetlana] | 28.06.2025 в 18:46:28 | Жанр: Проза для детей

Глава 1. Куда приводят проекты

Взрыв смеха, последовавший после очередного появления Вовки на защите проекта, вызвал сначала недоумение у этого самого Вовки, а потом растерянность.
—Ух ты! Двое из ларца!— раздался чей-то возглас.
—Не двое, а трое! —строго поправил Дмитрий Тимофеевич — профессор зельеварения, за глаза называемый Дымом Тьмовичем за его невозможную способность неожиданно появляться и так же неожиданно исчезать.
Но пока наша история только начинается, разреши, мой читатель, познакомить тебя с местом, куда ты попал вслед за мной и главным героем моего повествования.
Попал ты в академию чароплётства и волшбы в очень ответственный момент: последний экзамен четвертого выпускного класса АЧиВ: защита проекта «Моё модифицированное зелье» по предмету «Экспериментальное зельеварение».
Вовка, пухлый и краснощекий экспериментатор с честным взглядом сине-серых глаз, защищал свой проект «Зелье перемещения». Теоретическая часть представлена была очень хорошо: Вовка был красноречив и убедителен.
Но практическую часть (очень уж уверен был в своём зелье Вовка) он решил продемонстрировать не на лабораторных крысках, которые были принесены в аудиторию, а на себе. Никто и пикнуть не успел, когда, взяв мензурку с порцией зелья, юный экспериментатор махом выпил её.
И перед кафедрой появился второй Вовка, аналогичный первому, только без мензурки. Вовка - первый моргнул и, вместо того, чтобы закончить опыт, добавил в мензурку еще порцию зелья и немедленно выпил…
Третий подвиг с мензуркой ему уже не дали продемонстрировать. И теперь в кабинете декана АЧиВ, что происходит в крайних случаях, сидели три Вовки, к которым через некоторое время добавились еще три четвероклассника: Петька-зазнайка, Алёша- весёлый и Зиночка-зануда
Петька и Алёша, как и Вовчик, завалили свои проекты.
Петька — по трансформации. Зазнайкой его прозвали не за то, что он задирал нос, а за его любовь к афоризму, который он произносил и к месту, и не к месту когда на русском, когда на латыни, а когда на английском: «Знание — сила»,«Scientia potentia est», «Knowledge is power».
В основу своего проекта он положил анекдот про Царевну-лягушку, когда после слова «горько» и поцелуя с женихом невеста превращалась то в царевну, то в лягушку. Триггером в его проекте было слово «книга».
Петька предполагал, что при произнесении этого слова и прикосновении ко лбу произносившего, подопытный станет читателем. Но парадокс заключался в том, что не став читателями книг, все добровольное помощники Петьки-зазнайки превратились в книги.
Вот как по мне, эксперимент был сам по себе интересен. Книги получились разные, исходя из характера превратившегося. Там были и сказки, и фантастика, и фэнтези, несколько томиков поэзии на разных языках и музыкальный альбом «Времена года».
А Алёша- весёлый, прозванный так за суровый характер и всегда ходивший с самым серьёзным выражением лица, решил опровергнуть факт обоснования своего прозвища и на проекте по теоретической магии продемонстрировал «Заклинание Смеха». Смеялись все, кроме Алёши -весёлого. Объяснить, почему его собственное заклинание на автора не подействовало, Алёша-весёлый не смог, а тем временем смеющимся было уже не до смеха.
Зиночка, невысокая серьезная девочка с двумя аккуратно заплетёнными косичками, никак не провинилась, она отлично защитила свой проект «Слово-действие». А почему она оказалась в компании с двоечниками, она узнала уже от декана.
Любая защита проекта должна была завершиться практикой на местности. Так и попала Зиночка, как самая ответственная, в команду ненадёжных, по мнению декана, экспериментаторов.
Практика длилась неделю, результаты её нужно было фиксировать в отдельном журнале.
— Вас четверо! Каждый из вас будет отрабатывать свой проект, но при этом быть помощником в отработке проектов ваших друзей из команды! —декан соколиным взором окинул стоявших перед ним четверклассников.
—Но нас не четверо! — возразила Зиночка.— Нас шестеро!
— Эти трое считаются как один! И к концу практики они должны таковым стать! Добираться до места практики будете по карте (карта была выдана в единственном экземпляре лично в руки Зиночке). В помощь вам будет этот компас (он тоже перешёл в руки самой ответственной из команды). Если будете отклоняться от курса, компас подаст сигнал.
—Какой сигнал? — поинтересовался Алёша —весёлый.
— Вы сразу поймёте, когда подаст! — сурово отрезал декан, показав своим видом, что разговор окончен.
И новоиспечённая команда двинулась в путь.
Почти двинулась, потому что, выйдя за порог кабинета декана, Зиночка вдруг произнесла, обращаясь к Вовке:
—О, мой троекратно откопированный друг! Нам предстоит неделя практики в неизвестном для нас месте, и, во избежание путаницы, нарекаю каждую твою ипостась отдельным именем…— глядя на моргавших в недоумении Вовок, Алёшу-весёлого и Петьку-зазнайку, Зануда (она же Зинаида) любезно уточнила, что «ипо-стасис» —греческое слово, оно означает «под-стоящее», что в латыни обозначается как «субстанция».
И, считая сказанное недостаточным (недаром её называли занудой), Зиночка нравоучительно добавила:
—В философском учении Непомнюкого, «ипо-стасис» применялся в значении «некая сущность (или её часть), а не личность». Но вы же не части…Ну хорошо, чисто визуально вы представляете из себя трех «человек».
Считая, что главное сказано, Зинаида набрала из фонтанчика для питья воды и, поочерёдно брызгая на каждого стоящего перед ней Вовкой, произнесла:
—Нарекаю тебя твоим же именем Вовка, нарекаю тебя именем Вовчик, нарекаю тебя именем Вован!
Метаморфозы, произошедшие сразу после наречения, удивили не только Зинаиду, которую, казалось, ничем не удивишь.
Володя, которого все привыкли называть просто Вовкой, как был, так и остался пухлым, краснощеким, лопоухим и конопатым. Даже цвет глаз не поменялся: как был младенчески сине-серым, так и остался.
Вовчик постройнел что ли, стал гибче, даже лицо его получило некоторую неуловимость на грани полуулыбки-полурастерянности. Неопределенность сказалась и в цвете глаз, глядя на которые сложно было понять, какого они всё-таки цвета. Они были такими: каков был предмет, удостоившийся внимания Вовчика.
Вован же из пухлого стал просто плотным, крепким и даже уверенным. Эта уверенность проявилась и в четких чертах лица, и в стальном блеске глаз, и в изменившейся походке. Шагал уверенно, ноги ставил крепко и надежно, как будто под ним была палуба корабля, а задачей Вована было удержаться на ногах, несмотря на штормы и ураганы.
Петька и Алёша, и три новых Вовки были сильно потрясены, весьма удивлены и крайне обескуражены, но вслух они произнесли это иначе. От чего Зиночка покраснела и сказала возмущенно, что в приличном обществе такие слова не принято произносить вслух. И тут же в замешательстве добавила, что и думать их тоже не надо, покраснела и, открыв компас, развернула карту.
Путешествие начиналось.

Глава 2. Knowledge is power или Зачем нужны стихи

И только открыв компас и развернув карту, Зиночка вдруг поняла, что совершенно не представляет, как начать это самое путешествие.
— Иди туда, не знаю куда! Сделай то, не знаю что! И помогай вам Босх в вашей замечательной практике, где один равен трём, двое, как рукава от жилетки, а я…— Зиночка задумалась, кем же становится она в этой разношёрстной компании неудачников.— А я Зануда Занудовна.
Пятеро четвероклассников смотрели на Зиночку и не узнавали её. Всегда уверенная в себе девочка, вдруг как будто растеряла всю свою уверенность. Даже её коски поникли.
— А давайте найдём местечко, где мы карту эту разложим и рассмотрим её детально! Knowledge is power, как говорят англичане,— и Петька стал раскладывать карту прямо на полу около окна и пояснил для чего-то, — так светлее, карту лучше видно.
Виднее, конечно, стало, но совсем не то, что хотели увидеть наши практиканты.
— Прямо хоть «Крекс-пекс-фекс» призывай на помощь в виде заклинания,— выразил общую точку зрения Алёша-весёлый.
— Да-а-а, — протянул Петька-зазнайка,—не горы, не овраги и не лес, не океан без дна и берегов, ни даже поля— ничего не обозначено. Сплошные пятна! Не карта, а белое пятно!
— Не быть нам на высоте! Точно вам говорю! Завалим практику!— заскулил Вовчик.
— Не вешать нос! Еще не всё потеряно! Карта есть, компас есть, надо пробовать их совместить! И вообще, смелость города берет!— Вован решительно схватил компас и занес его над картой.— Петька, что дальше с компасом делать? Куда смотреть?
—Компас— моя Ахиллесова пята. Но вот что бы нам сейчас помогло— книга, руководство по работе с магическими картой и компасом,—Петька задумался.
— Чего замолчал? В библиотеку пошли! Поди, там эта книга есть!— Вован уже повернулся, чтобы идти в библиотеку, как вдруг Петька неожиданно прикоснулся к своему лбу указательным пальцем и произнес решительно: «Книга, руководство по работе с магическими картой и компасом». Сказал — и на месте Петьки уже лежал толстенный справочник, на котором золотыми буквами было написано: «Руководство по работе с магическими картой и компасом для чайников» под редакцией Х.М Вия-Ё.Ж.Тьмутаракана.
Зиночка всплеснула руками:
— А Петьку-то как мы обратно будем возвращать?
—Отставить истерить! Сначала ищем, как работать с этими магинструментами, потом озадачимся, как Петьку обратно возвращать,—взял власть в свои руки Вован. — Кстати, Зиночка, этот деликатный вопрос бери-ка на себя: твой же проект «Слово-дело», вот и думай, как его в жизнь воплотить, пока мы ищем в руководстве само руководство.
Руководство было объемное, но по содержанию Вовка быстро нашёл искомое. Оказалось, что работать и с картой, и с компасом очень просто:
—Наведите компас на какое-либо пятно на карте: жёлтое, синее, красное, коричневое…так, дальше перечень цветов… что-то их много… И прочитайте стихотворную строчку, соответствующую цвету этого пятна на карте…
Кислое выражение лица Вована само за себя сказало, что это «просто» не так-то просто. Все притихли и молча смотрели друг на друга. Тягостное молчание прервал Вовчик:
— Легче лёгкого! Айн момент! Я знаю один стишок, он точно подойдет, — и схватив компас, быстро провёл им над картой, читая нараспев: «Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу: «Вот доска кончается, сейчас я упаду».
И ничего не произошло. Не то было стихотворение. Не было в нём цвета.
— Ты бы ещё про зайку, брошенного хозяйкой, прочитал! — сердито буркнул Алёша-весёлый. — Кто еще какие стихотворения знает?
— Вот еще глупости, стишки учить! Толку -то от них! — раздосадованный неудачей, Вовчик сердито фыркал.
— Эх ты, ёжик колючий! —Зиночка подошла к карте и внимательно посмотрела на неё, выбирая пятно. — Да будет тебе известно, «стихотворение — это своего рода фотография, на которой метафизические свойства сюжета даны резко в фокусе». Поэтому выбираем, например, синий цвет и читаем подходящее стихотворение…
Не успела Зиночка продолжить, как её перебил Вовчик:
—В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут; туча по небу идет, бочка по морю плывет...»
Синее пятно на карте вспыхнуло, закружилось, и наших незадачливых практикантов затянула прямо в карту, Зиночка едва успела ухватить «Руководство»-Петьку, как они все оказались в море-океане, мокром и не очень приветливом.
Мокрый Петька сразу потяжелел и почти пошел ко дну, но Зиночка быстро произнесла: «Нарекаю тебя плотом».
Потом, оказавшись на небольшом плотике, все недоумевали, почему плот, а не лодка, не парусник, не корабль какой-нибудь.
— Наколдовала ерунду, сиди сейчас тут и мокни, — высказал своё неудовольствие Вовчик.
— А ты бы держал язык за зубами! По чьей милости мы тут оказались! — сурово отбрил Вовчика Алёша-весёлый. — А сейчас гребем к берегу. Петьку в Петьку превращать-возвращать и смотреть, что мы тут можем сделать в зачёт практики.
— Грести не надо! Я сейчас плесну на нас своим экспериментальным…
—И мы удвоимся! Отличная задумка, но нет! Лучше воспользуемся методом пушкинского героя, — решительно произнесла Зиночка и подумав, продекламировала:
Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Оказавшись на суше, Зиночка перво-наперво вернула Петьку в первоначальное его состояние и горячо поблагодарила за помощь: «Ты нас дважды выручил!»
— Я думаю, что ни для кого не секрет, что мы оказались в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». А вот что нам тут нужно сделать, будем думать утром,— как подтверждение Зиночкиных слов незадачливые практиканты начали зевать.
— И верно, утро вечера мудренее, — поддержал Зиночку Вовка.
И по классике, кое-как обсушившись, лечь решили натощак.
Уже засыпая, Зиночка услышала чьи-то шаги, но, когда повернулась на звук, никого не увидела.
— Показалось,— подумала Зиночка.
— Вот и спи себе дальше, — пробормотал неопознанный Зиночкой Вовчик и, выждав немного для верности, двинулся в сторону дуба.


Глава 3. Всё идет по плану или Все они марионетки
События вчерашнего дня так подействовали на Зиночку, что она, проснувшись, долго не могла понять, где находится и как сюда попала.
Осмотревшись, Зиночка увидела спящего Вовчика. Почему-то в обнимку с какой-изогнутой деревяшкой. Рядом со спящим Вовчиком сидел Вовка. Он сосредоточенно что-то записывал в толстую тетрадочку, изредка листая лежащую перед ним книгу. Рядом лежал ещё один фолиант. Видимо, уже прочитанный Вовкой. Из фолианта торчали закладки. Казалось, книга ощетинилась и была сердита, как бы это не выглядело нелепо.
— С добрым утром, спящая красавица! Я уж думал, что ты так и будешь спать до вечера. А дел невпроворот.
—А что случилось? И где Петька и Вован? А где Алёша-весёлый? И что это за деревяшка, которую так нежно прижимает к груди Вовчик? И который сейчас час?
— Раз уж ты точно проснулась, включайся в работу. Час сейчас никакой: мы в безвременье. Алёша -весёлый, перед тем, как превратился в Энциклопедию по защите границ отдельно взятого острова, успел остановить время. Иначе бы мы ничего не успели. Ты давай, Зинаида, пей чай с бубликами. Не спрашивай, откуда всё это, просто позавтракай. А чтобы не тратить время зря, вот тебе журнал практики, прочитай: в нём всё изложено.
И Зиночке вручили кружку с ароматным чаем и связку бубликов. Журнал практики уже лежал на импровизированном столике. И Зиночка, прихлебывая чай и закусывая бубликами, начала читать.


Запись сделана Вовчиком


Когда все уснули, я понял, что пора действовать. Бочка была выброшена волнами на берег вместе с нашим плотом. Так что осталось найти это место. Место высадки будущего князя Гвидона и его матушки.
Меня чуть было не спалили, когда я двинулся в сторону дуба, но Зиночка, перевернувшись на другой бок, уснула. Если бы вы видели, какое у неё было серьёзное лицо, как будто она решала какую-то очень сложную задачу. (Читая эти строчки, Зиночка покраснела от смущения).
Итак, сделать лук со стрелами было просто: магию рук ещё никто не отменял : выбрать изогнутый сук, натянуть на него шёлковый шнурок от рюкзака Алёши-весёлого (Алёша, прости, но другого не нашёл).
Когда-то в детстве я стрелял из самодельного лука, но здесь была задача не самому стрелять, а научить пока не умеющего это делать Гвидона. Ему ведь предстояла битва за Царевну-Лебедь. А что он, за небольшое время выращенный в бочке из агукающего младенца в доброго молодца, мог сделать с этим луком. Кто бы ему это подсказал? Нужно было помочь сказке идти своим чередом.
Пока я тренировался в стрельбе по неподвижной мишени, появился сам Гвидон. Он издалека наблюдал за моими забавами, затем подошел поближе.
Смотрел с любопытством, видно было, что тоже хочет попробовать пострелять. Я показал, как натягивать тетиву (не с первого раза, но все-таки у него получилось), потом научил отпускать правильно стрелу. Первое время стрела у него в руке оставалась, тетива срывалась. Но не боги горшки обжигают, и у него стало получаться.
Теперь нужно было тренироваться в стрельбе по движущейся цели. Соревновательный момент никто не отменял. Гвидон захотел сделать свой лук и стрелы. Кто бы был против!
Как и было у Александра Сергеевича:
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой лёгкой завострил…
И пошли мы с ним набивать руку в стрельбе по движущейся цели. Сначала я подбрасывал камень в воздух, Гвидон по нему стрелял. Потом Гвидон бросал камень и наблюдал, как стреляю я. Смышлёный парнишка оказался. Когда у него стало получаться попадать в летящий камень, я пожал ему руку и сказал, что мне пора возвращаться (не уточняя куда), а Гвидону предложил сходить на охоту и попробовать добыть себе на ужин дичь.
Запись сделана Петькой-зазнайкой


Не зря я наблюдал за уходящим Вовчиком и сразу понял, что он задумал. Вот молодчага! Действительно, в этой сказке столько лакун, хотя бы: как Гвидон догадался смастерить лук и научиться стрелять из него, он ведь только что вырос из младенца до юноши, а всё это время провёл в бочке, которую носил по волнам океана ветер.
Нужно помочь в меру своих сил. Моя сила-книги. Буду помогать книгами.
Запись сделана Вованом


Юноша с самодельным луком привлёк моё внимание. «Охотник!»— сразу подумал я. И точно. Вот он увидел добычу—здоровый такой лебедь, уже прицелился, как вдруг налетел коршун и давай долбить этого лебедя. А тот машет крыльями, отбивается, но, видно, что силы уже на исходе. Пришлось помочь пареньку и лебедю этому. Пока он пристреливался к коршуну, я силой мысли отправил этому негодяйскому хищнику камень в башку. Оглушило его знатно. Тут и стрела паренька достала коршуна.
А потом оказалось, что лебедь этот говорящий. Перетёрли они что-то между собой (паренёк и лебедь) и пошли каждый своим путём.
Запись сделана Алёшей-весёлым
Мы же в сказке Пушкина. Гвидон познакомился с Царевной-Лебедь, правда, он об этом еще не знает. А Царевна уже успокоила Гвидона, что всё будет хорошо. Нужно помочь, иначе сказка не скажется и дело не сделается.
А помочь может Петька-зазнайка, он всё знает. А ещё он может целую библиотеку магических книг нам предоставить для работы. Нужны энциклопедии по волшебному возведению столиц на отдельно взятом острове в самые короткие сроки, нужно знать, как организовать охрану- это тоже энциклопедия, нужно всё это сделать в самые короткие сроки.
Я понял, что мне нужно превратиться в Энциклопедию по защите границ отдельно взятого острова, но до этого остановить время. Получится ли? Смехом я уже занимался, а вот временем…
На этом записи заканчивались, видимо, друзья перешли от слов к делу.
Прочитав записи, сделанные друзьями, Зинаида расплакалась. Потом успокоилась и разбудила Вовчика. Так они втроём (Зинаида, Вовка и Вовчик) приняли решение:


  1. Вернуть друзей из книг в себя обратно.

  2. Разморозить время и запустить новый отчет.

  3. Зафиксировать получившийся результат в журнале практики.


Сказано-сделано. После пассов руками и окропления книг водой, все стали тем, кем были до превращения. Вскоре Алёша-весёлый и время запустил.
Некоторое время было очень тихо. А потом что началось! «Оглушительный трезвон поднялся со всех сторон. На пустынном когда-то острове внезапно появился город, да какой красивый. Народ кидался шапки вверх и кричал славу Гвидону и его матери. Стало быть всё идет по плану?
Но неугомонная Зиночка-зануда всё еще хотела докопаться до истины:
— А вот мне интересно, кто же надоумил Вовчика идти ночью к дубу, делать лук со стрелами и учить незнакомого ему парня стрелять из лука?—Зиночка вопросительно посмотрела на своих товарищей по практике.
— Мне голос был… Встань и иди! К дубу! Делай лук и стрелы! Обучи стрельбе из лука молодого человека, который первым к тебе подойдет. И иди спать!—Вовчик был искренен, его глаза сверкающие всеми огнями отражённого в них города, не могли врать.
—А знаете,—удивлённо произнёс Петька-зазнайка, — Scientia potentia est1 Я ведь вспомнил эту сказку. И голос, звучавший ниоткуда мне сказал: «Иди и сделай, что должно. И будь, что будет!» И я пошёл и сделал всё, что смог.
—Мне тоже был голос, — сконфуженно признался Вован.—Он сказал, что пора помочь молодому охотнику. Ведь если не я. То кто же? Я переспросил голос: «И кто же?»
Все в ожидании ответа уставились на Вована. Вован вздохнул и ответил:
--Иди уже, двоечник. И не завали охоту, как ты умудрился завалить свой проект по перемещению в пространстве. Перемести уже хоть что-нибудь толково.
Остался Алёша-весёлый. Он помолчал и сказал:
—Он здесь был, сказал, что я должен сделать и велел не говорить никому, кто он. Да, и про время тоже он сказал. И еще сказал,—Алёша помялся и продолжил,—никуда не уходите, пока не убедитесь, что всё закончилось хорошо. И передал чай и бублики для Зиночки. Вроде ей какая-то ключевая роль была заготовлена, чтобы она заранее подкрепилась.
Такого никто не ожидал. И всех мучили вопросы: «Чей голос слышали все, кроме Зиночки. Кто приходил и распорядился, кому что делать? В чьих ловких руках они стали марионетками?»


Глава 4. Неожиданное разоблачение и к чему оно привело

Сидя у вечернего костра и любуясь фейерверками, взлетающими над новообретённым городом, наши практиканты чувствовали, что совершили если не подвиг, то что-то героическое в их действиях было.
Гвидон стал княжить на когда-то пустынном острове. Город был прекрасен. Царевна-Лебедь уже подружилась с Гвидоном. Сказка шла своим чередом.
—Неужели мы закончили свою практику! Мы ведь сделали всё, что было нужно, чтобы сказка состоялась?! —почему-то произнесла с вопросительной интонацией Зиночка.
—Да, и мы можем написать в журнал практики, что мы дошли до финала досрочно!—с воодушевлением, не свойственным ему от слова «совсем», радостно воскликнул Алёша-весёлый.
— А что ты сказал, про то, что Зиночке «какая-то ключевая роль была заготовлена»?—с подозрением глядя на Алёшу-теперь-уже-точно весёлого, спросил вдруг Петька.
—И откуда ты взял чай и бублики? Кто тебе их передал?—подхватила Зиночка.
Воцарилось неловкое молчание. Неожиданные тонкие пронзительные звуки, противные до дрожи и знакомые как звук открываемого холодильника, когда в жаркий день взрослые положили в морозилку мороженое и велели его не трогать до вечера, но кто-то рискнул нарушить запрет.
—Ненавижу комаров! Они такие противные!—и раздавшийся хлопок, сделанный нежными, но неожиданно ловкими Зиночкиными ручками, прервал торжествующую песнь одного из крылатого комариного войска.
—Нужно подложить сырых веток в костёр, он задымит, и комары улетят, —деловито предложил Вован и удивлённо посмотрел на оцепеневших внезапно друзей.
—Я не люблю стихи, — внезапно признался Вовчик, —но мне почему-то кажется, что с этими комарами всё не так просто. Да, Алеша-теперь-уже-весёлый?
—А давайте восстановим последовательность дальнейших событий этой сказки, которую мы с вами как бы спасаем!—Петька ткнул себя указательным пальцев лоб и быстро проговорил : «Книга. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Мгновение — и перед ребятами лежала книга… нет, не так: Книга! «Сказка о царе Салтане…» выглядела одновременно и очень современно, и в то же время как старинный артефакт.
Зиночка всплеснула руками и бережно взяла книгу в руки.
—Вы знаете, что это за книга!— взволнованно проговорила она,—это шедевр, его иллюстрировала Наталья Гончарова. Создавая иллюстрации к сказке, художница вдохновлялась рукописными древнерусскими книгами. Гончарова вручную раскрасила первые книги. Тираж был всего пятьсот девяносто девять экземпляров!
—Окстись, Зиночка, это Петька, превративший себя в книгу! Быстро листаем, находим нужное и освобождаем Петьку из книжного заточения!—скомандовал Вовка, и все склонились над книгой.
События, которые к этому моменту уже произошли, были пролистаны быстро, неугомонные мальчишки даже не дали Зиночке полюбоваться на иллюстрации. Но услышав, как пушки с пристани палят, все сразу поняли: «Вот оно, началось!»
Перескакивая со строчки на строчку, практиканты АЧиВ искали нужную информацию:
«Пристают к заставе гости
Князь Гвидон зовет их в гости,
<…>
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет
<…>
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…»
<…>князь Гвидон
С берега душой печальной
<…>
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» –
<…>
Видеть я б хотел отца».
<…>хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром».
<…>
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…»
—А скажи-ка, Зиночка, ты только комаров недолюбливаешь?—вкрадчиво уточнил Вован.
—Да, как ты относишься, предположим, к мухам или шмелям?—поддержал Вована Вовчик.
—Ну что вы, в самом деле, пристали к Зиночке!—попытался притормозить Алёша-весёлый процесс знакомства настырных практикантов с Зиночкиными фобиями.
—Я не люблю насекомых. Всех! Хотя нет! Кузнечики мне нравятся: они такие лапочки, —со слезами на глазах призналась Зиночка и добавила сквозь выступившие слёзы, —и бабочки! Бабочки тоже нравятся!
— И как ты, Алёша-развесёлый, хотел сделать Зиночку ключевой фигурой? Отправить на перехват кого-то из Гвидонов в виде насекомого? Посадить на корабль с купцами с хлебом-солью для царя Салтана? Выставить заградительным постом на берегу моря? Чтобы неожиданно пролетавшая мимо летающая ипостась Гвидона попала в ловкие ладошки Зиночки? И всё?!
—А как же белочка с орешками? Как же дозор из тридцати трёх богатырей ? Как же Царевна-Лебедь? Свадьба? Приезд царя Салтана и возвращение к своей семье? И как же «Я там был; мёд, пиво пил –и усы лишь обмочил»?
—Друзья мои, мы ведь не спасаем, а убиваем сказку? Представьте, что будет, когда Гвидон погибнет в личине кого-то из этих трех крылатых! Мать Гвидона не переживёт исчезновение сына. Столица останется без своей главы!
—А скажи-ка, Алёша-как-же-ты-мог, не ты ли метишь на трон этого славного города на острове! На всё готовое! — возмутился Вовчик.
Зиночка горько плакала, орошая слезами ценную книгу, потом она опомнилась и, произнеся формулу наречения, вернула Петьке Петькин вид. Теперь все были в сборе. Можно было бы обсудить сложившуюся ситуацию.
—Вы ничего не понимаете! Вы просто марионетки в руках могущественного волшебника!—отчаянно закричал Алёшка и горько заплакал.
—Ты что ли этот могущественный волшебник?—хмуро поинтересовался Петька.
—Да нет же, дураки! Это не я! Это дым… —и не договорив, Алёшка окаменел. Неподвижная статуя вместо живого и невесёлого Алёшки –вот и всё.
И время остановилось.


Глава 5. Любые трудности нам нипочём, ведь рядом друга верного плечо

— «Да нет же, дураки! Это не я! Это дым…» Ведь именно это сказал Алёшка, перед тем как стать изваянием? — размышлял вслух Вовка.
Неподвижная статуя невесёлого Алёшки производила на всех тягостное впечатление.
—Если я правильно понимаю, время остановилось для сказки, — поддержал Вовку Петька, —время остановилось, но мы не застыли с нём как мухи в янтаре. Значит, мы можем что-то предпринять, чтобы и сказку не покалечить, и практику пройти.
— А Алёшка, перед тем, как окаменеть, пытался дать нам подсказку. «Это дым…»— последнее, что он успел проговорить. Возможно, сработало заклинание неразглашения, — Зиночка обошла статую и заглянула в лицо каменного истукана. — Интересно, это целое слово или его часть? Дым…
— Чего тут тормозить, вспоминаем слова, которые начинаются на «дым», и поймём, что за подсказку дал нам Алёшка, — решительно предложил Вован и начал, — дымка, дымящийся, дымок…
— «Всё в тающей дымке: холмы, перелески. Здесь краски не ярки и звуки не резки. Здесь медленны реки, туманны озёра, и всё ускользает от беглого взора», — выразительно продекламировала Зиночка.
— А что такое «дымка»? — полюбопытствовал Вовчик.
—Дымка —это световая вуаль, возрастающая по мере удаления от наблюдателя и заволакивающая части ландшафта с видимостью более 1 км. А если видимость совсем плохая, это уже туман, — пояснила Зиночка.
— Ага, то есть плохо или ничего не видно! — прояснил для себя Вован.
— Но это не темнота, когда темно, это потому что Солнце село и наступила ночь? — продолжал докапываться Вовчик.
—Это не подсказка, а издевательство какое-то! Да таких слов с началом на «дым» тьма тьмущая! — возмутился Вовка.
Все замолчали, глядя друг на друга круглыми от удивления глазами.
— Тихий ангел пролетел! — хмыкнул Вовчик. — Колитесь, до чего додумались!
— А напомни-ка, друг наш Вовка, как зовут твоего профессора по зельеварению! — обратился к Вовке Петька.
—Дмитрий Тимофеевич, — неуверенно проговорил Вовка.
— А как вы его за глаза называете? — продолжал допытываться Петька.
— Дым Тьмович! За его невозможную способность неожиданно появляться и так же неожиданно исчезать Дым Тьмович? Дым Тьмович! Так вот кто сорвал мой проект! Я был уверен в своем зелье на сто процентов, а тут, вместо перемещения, меня растроило на три разные личности, — Вовка был в шоке.
Да и остальные, поражённые страшной догадкой, были потрясены.
— Ну так что будем делать? Если профессор решил освободить себе место на троне в новой столице, он будет добиваться этого. Скорее всего, он запрограммировал или всех нас или конкретные ключевые фигуры для осуществления его планов!
— Одну ключевую фигуру мы уже знаем. Это Зиночка с её нелюбовью к комарам, мухам и шмелям! — Вовка подхватил мысль Петьки. — Значит ли это, что если мы исключим Зиночку из «игры», то планы уже сорвутся?
— Но перед тем, как вывести Зиночку из Игры, нам нужно запустить время сказки. А сделать это может Алёшка-невесёлый. Нужно Алёшку возвращать, он знает, что планировал Дым Тьмович, и сможет помочь не попасть в его ловушки, —сделал вывод Петька, и все посмотрели на Зиночку.
Оросив каменное изваяние Алёшки морской водой, Зиночка произнесла формулу наречения, добавив, что Алёша-каменный стань Алёшей – живым и весёлым. И когда на глазах практикантов АЧиВ, хотя и привыкших к Зиночкиным чудесам, но всё еще удивлявшимся им, Алёша пошевелился и виновато посмотрел на своих сокомандников, прозвучало троекратное «ура».
— А теперь, жертва манипуляций, запускай сказочное время! — нетерпеливо выкрикнул Вовчик.
—Подождите! Как только время сказки запустится, Зиночка снова станет той самой ключевой фигурой, которая сыграет роковую роль, даже не желая того.
— Зиночка, а если на время , которое нам нужно, чтобы сказка закончилась, ты станешь какой-нибудь книгой, артефактом или …
— Лучше книгой! — произнесла Зиночка. — «Сказкой о царе Салтане…» с иллюстрациями Натальи Гончаровой. Вы по ней и сориентируетесь, что за чем идёт. Так и сказке поможем, и меня… избавим от навязанной мне роли.
Превращение Зиночки в книгу сказок прошло успешно. Алеша запустил время сказки.
А перед практикантами появилась смешная девчонка в сарафане. Она поклонилась ребятам в пояс :
— Ну что, герои, вы догадались, как можно спасти сказку, и я вам благодарна. Я уверена, что теперь у вас всё получится! Но всё-таки вам нужен помощник. Чтобы вы были в курсе всего, что происходит, я вам дарю эту волшебную раковину. Она работает очень просто: нужно назвать имя героя сказки, и вы узнаете, что происходит с ним в этот момент. А по книге сказок вы сможете отследить, всё ли идет по плану.
Пока ребята восторгались полученным подарком, девчонка исчезла так же неожиданно, как появилась. А Сказка пошла своим чередом:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах


Глава 6. Мы принимаем бой!

Когда, выйдя на очередной сеанс прослушивания того, что творится на острове Буяне в компании практикантов, Дмитрий Тимофеевич не услышал ничего, кроме шума океана и крика чаек, он подумал, что нерадивые ребята разошлись кто куда.
— Возможно, поссорились и сейчас ходят дуются друг на друга. Подожду. Когда-нибудь они да соберутся вместе, — подумалось профессору.
Но ни через час, ни через два «трансляция с места событий» так и не началась. Всё так же шумел океан, кричали чайки. И Дмитрий Тимофеевич решился сходить за советом, а может, и за помощью.
Декан был на месте. Он тоже, казалось, был чем-то озадачен, так как при появлении Дмитрия Тимофеевича неожиданно быстро накинул платок на какой-то круглый предмет и нервно поинтересовался, почему Дмитрий Тимофеевич входит без стука. При этом выражение лица декана было страдальческое, как будто у него болел зуб или даже больше.
Но, опытный шифровальщик, декан постарался привести лицо в порядок и почти радушно предложил выпить чаю:
— С ромашкой! Мой мальчик, ты выглядишь бледновато. Нет-нет, пока не выпьешь чашечку успокаивающего чая, никаких дел.
— Понятно, — подумал Дмитрий Тимофеевич, — чай с добавками и не только успокоительными.
Взяв в руки чашку с заботливо налитым в неё чаем, Дмитрий Тимофеевич принял вид крайней задумчивости. А думать было о чём. Например, куда быстро и незаметно вылить чай.
Сова, прилетевшая под окно с посланием, пришлась как нельзя кстати. Пока декан открывал окно, кормил вредную птицу печеньем из сушеных мышей (сова ни за что не хотела отдавать послание без угощения), Дмитрий Тимофеевич ловким движением вылил чай в кормушку какого-то зверька, который был то ли фамильяром, то ли подопытным, то ли ошибкой неудачного эксперимента.
Вылил и внимательно пригляделся. Да и было к чему приглядываться: выглядело животное , как фантастическая игрушка, собранная из нескольких частей, взятых у других птиц и зверей. Дмитрий Тимофеевич углядел и признаки бобра( хвост лопатой), и утки (утиный клюв и перепоночки на лапках), мех, покрывавший, фантастическую зверушку был похож на мех выдры, да и тело тоже было выдрячье.
— Страшилище какое! — подумал профессор и натолкнулся на осмысленный взгляд зверушки, как бы говорящий: «На себя посмотри! Тоже мне красавец нашёлся! Если ты в мантии ходишь, думаешь тебе всё позволено. А, так ты еще и ребяток подставил! И сесть на трон в новой столице хочешь! А вот дудки: наш декан сам метит на это место. Он там школу альтернативных волшебников хочет открыть— ШАВ. А ты там, в лучшем случае, профессором будешь».
—Он что легилимент? — неожиданно пришло в голову Дмитрия Тимофеевича.
* * *
В это время ребята, сидя у костра , с наслаждением жевали пирожки, принесённые заботливой Сказкой, и запивали ароматным чаем из листьев смородины, малины и еще какой-то травки, название которой они никак не могли запомнить, и думали, что делать дальше.
Зиночка-книжка услужливо открывала нужные страницы, последовательность событий была выучена наизусть. Вывод, к которому пришли ребята, был прост: не вмешиваться, сказка справится сама.
—А красивую раковину нам Сказка подарила! Жаль, что с её помощью мы можем услышать только героев этой сказки. Вот бы узнать, что делает сейчас Дым Тьмович, — вздохнул Петька.
Из раковины раздались звуки настройки, и через мгновение все отчетливо услышали голос зельевара:
— Благодарю за чай, очень вкусный и ароматный! — и раздался такой звук, когда чашку ставят на блюдце.
—Ну а теперь, мальчик мой, рассказывай, с чем ты пришёл! — ребята переглянулись, второй голос был им знаком. И это обращение- мальчик мой- тоже.
— Ничего особенного, — Дмитрий Тимофеевич, казалось, говорил спокойно, —связи пока нет с практикантами. Наверное, они разбрелись по острову, а так «ловилка» не работает.
— И это всё?! Я думаю, что ничего страшного, подожди и, когда они соберутся, ты их услышишь! —говоривший это, кажется, тоже не волновался.— А что Гвидон? В комара уже успел оборотиться. Зиночка справилась со своей задачей?
— Вчера еще не превращался, корабельщики, видимо, загостились. Будут новости, расскажу! — пообещал профессор. — Я, пожалуй, пойду. Что-то не нравится мне новый корм, какой-то он несвежий что-ли, затхлый. И хочется уже лапки в бассейне размять. Давно не плавал. Да и прогулок на све…
Профессор осёкся и испуганно посмотрел на зверюшку в клетке.
— А ты как хотел, — услышал он голос в своей голове, — кто же ему еще, кроме тебя, мои пожелания передаст. Мы теперь связаны одной целью, скованы одной цепью.
Что состоялся мысленный диалог профессора с кем-то, ребята не слышали. Пауза затягивалась, потом снова раздался знакомый голос: «Иди, мой мальчик, что-то ты неважно выглядишь. И за «ловилкой» приглядывай, я думаю, она скоро заработает».
Звук шагов. Дверь открылась, дверь закрылась. И через несколько минут раздражённый голос произнёс:
— И у меня хрустальный шар ничего не показывает. Как будто нет никого из практикантов на острове.
* * *
— Отключись! — быстро проговорил Вовка раковине и обернулся к ребятам, — оказывается, нас все время вели.
— А Сказка— молодец! Раковина-то еще и глушилкой работает! Что делать будем, ребята? — Петька оазадаченно посмотрел на Вовку, а потом дурашливо добавил — Начинаем дневную трансляцию. Добрый день, дорогие друзья и дешевые враги! Мы в курсе и мы готовы! Кто предупрежден, тот вооружен.
—А ты , Алешка-весёлый, выше нос. И улыбайся. Себе жизнь продлишь, друзей порадуешь, врагов побесишь, — добавил Вован, — Мы принимаем бой! Это будет славная охота!


Глава 7. Цветные сны

22.05.2025 утро
Никогда не видел снов, но сегодня я и спал как будто, и был участником невероятных приключений.
Снилось мне, что наш четвёртый класс сдавал выпускные экзамены. И не абы где, а в АЧиВ: в Академии Чародейства и волшбы.
Это, наверное, потому что мы всю неделю ВПРки писали по четырём предметам: по русскому, математике, окружающему миру и литературному чтению. Хоть это были тестовые задания, я всё равно волновался.
Только во сне я не эти предметы сдавал, и даже не тесты. Никогда не интересовался сбором разных трав, сготовить могу варёные яйца и картошку, а во сне у меня был проект по использованию зелья мгновенного перемещения. И я его завалил: вместо перемещения, получил себе двух братьев-близнецов: Вовчика и Вована. Прикольные ребята! Я бы хотел, чтобы у меня были такие братья.
Экзамен завалили еще двое из нашего класса: Петька Знаньевский и Алёша Веселов. Так вот нас впятером и отправили отрабатывать практику и исправлять ошибки: работа над ошибками такая. А чтобы было кому нам помогать, прикрепили к нам Зиночку Зудину. Она столько книг прочитала, что сама уже стала настоящей ходячей энциклопедией.
А отправили нас, вы не поверите, в «Сказку о царе Салтане…». Нам сказали, что мы должны сказке помочь. Чтобы она получилась, как у Пушкина. На самом деле, нас использовали, чтобы мы освободили место на троне в новой столице для двух злодеев: Дмитрия Тимофеевича и декана АЧиВ.
Вот декана АЧиВ я сразу узнал – это был актёр, который играл в фильмах про Гари Поттера директора школы волшебства с длинным таким именем, как его можно запомнить, я даже представить не могу).
А вот Дмитрий Тимофеевич—это повар в нашей столовой. Он добрый и вкусно готовит. Зачем ему в моём сне нужно было занимать место на троне в столице на острове Буяне?
Кстати, фантастическая зверушка из сна, та, которая была еще и легилиментом и разговаривала мысленно с Дмитрием Тимофеевичем, это самый обыкновенный утконос— водоплавающее млекопитающее, обитающее в Австралии. Это был вопрос в тесте по окружающему миру. А еще я знаю , что в только в Австралии водятся кенгуру, коала и ехидна.
Мы разоблачили всех злодеев и даже готовы были сражаться за Сказку. Вован так и сказал, что мы принимаем бой, и добавил что-то про славную охоту.
Победили мы или нет, я не знаю: прозвенел будильник — я проснулся.
Бабушка мне рассказывала, что, проснувшись после страшного сна, нужно трижды сразу после пробуждения, не вставая с постели и не разговаривая с другими, сказать: « Куда ночь, туда и сон». А если сон был хороший: «Что во сне увидал, то себе забрал».
Сон мне понравился, поэтому я и фразу сказал про присвоение, и завёл тетрадку, чтобы записать сон на память.
Я вот подумал, что если мне всё время будут сниться такие сны, я буду их записывать. А потом издам книгу. И стану писателем. Или наоборот. Стану писателем, а потом издам книгу. А почему бы и нет!


Свидетельство о публикации №4316 от 28.06.2025 в 18:46:28

Войдите или зарегистрируйтесь что бы оставить отзыв.

Отзывы


Еще никто не оставил отзыв к этому произведению.