ЦВЕТОК ЭДЕЛЬВЕЙСА
Симатова Наталья [Simatova_08] | 30.06.2025 в 15:50:04 | Жанр: Рассказ
ЦВЕТОК ЭДЕЛЬВЕЙСА Посвящаю Марине Колесниковой.
Начало 80-х. С лёгким чемоданчиком в руке я покинула плацкартный вагон скорого поезда и оказалась на перроне вокзала прекрасного города Сочи. Я – аспирантка из Ленинграда. Прибыла на университетскую базу отдыха, до которой ещё нужно было добираться. Ехала туда впервые, но маршрут известен: сначала на электричке из Сочи до станции с загадочным названием Нижняя Эшера, а там и до студенческого лагеря недалеко. Ознакомившись с расписанием электричек и оставив поклажу в камере хранения, решила прогуляться по городу. Всё радовало: пальмы, запах моря, улыбчивые лица отдыхающих. Я тоже улыбалась, купаясь в лучах щедрого черноморского солнца. После сдержанного, словно застегнутого на все пуговицы, Ленинграда пестрота южного города ошеломляла.
Электричка Сочи-Сухуми отправилась по расписанию. Удивило, что людей оказалось немного, и по мере движения поезда их становилось всё меньше и меньше. В конце концов я обнаружила, что в вагоне остались я и пожилая женщина, по виду местная, у её ног стоял объёмный черного цвета баул. Поинтересовалась, скоро ли Нижняя Эшера. С очень заметным акцентом пассажирка ответила, что она там выходит. Я обрадовалась. Значит, нам по пути. Разместилась рядом. Тем временем за окном природа готовилась к спектаклю под названием «Гроза»: небо стало тёмно-лиловым, начал накрапывать дождь, постепенно превратившийся в мощный ливень. Сверкали молнии, грохотал гром. Я мчалась в пустом вагоне навстречу неизвестности в компании незнакомой пожилой абхазки. «Тётя Нуца», - представилась спутница. «Марина», - назвала я себя. «Куда едешь, Марина?» - поинтересовалась визави. «В университетский лагерь, в Гумисту», - ответствовала невесёлым голосом я. «Вот что я тебе скажу, дорогая! Переночуешь у меня. Нечего по темноте под дождём девочке куда-то идти», - повелительным тоном изрекла женщина. Я лихорадочно стала обдумывать предложение попутчицы. В сущности, тётя Нуца – чужой для меня человек. Что у неё на уме, куда она меня приглашает? Может, доехать до Сухуми, ночь провести на вокзале, а уже утром искать лагерь? Пока я раздумывала, поезд замедлил ход и остановился. Тётя Нуца скомандовала: «Выходим!» Не повиноваться было невозможно. Я послушно проследовала за ней.
Электричка издала протяжный гудок и умчалась в сторону Сухуми. Я стояла на тускло освещенной платформе под проливным дождём. Вокруг непроглядная мгла. Было очень страшно. Ни души, рядом лишь моя новоиспеченная знакомая. «Пойдём, тут недалеко», - произнесла твёрдым голосом компаньонка и устремилась вперёд, покачивая баулом, который, несмотря на внушительные размеры, судя по всему, был лёгким. Я обречённо зашагала следом. Подступали слёзы. Я крепилась, чтобы с достоинством встретить уготованное судьбой. Вскоре за каким-то высоким кустарником повернули налево и взору предстал двухэтажный особняк, увитый виноградом. Окна уютно светились. Я успокоилась. Жилище внушало доверие.
Вошли внутрь. Сразу обдало теплом и запахом вкусной еды. Тётя Нуца жила с семьёй сына. Её ждали. На столе приготовлен ужин. Никто не удивился, что Нуца не одна. Она сказала, указывая на меня: «Это Марина. Она переночует у нас». А дальше началась сказка. Хозяева предоставили ведро тёплой воды, тазик, мыло, полотенце. Я привела себя в порядок, согрелась, переоделась в сухое и оказалась за столом, ломившимся от еды. Мне предложили вина, в честь меня признесли тост, угощали абхазскими вкусностями. Но больше всего поразила постель, в которой предстояло провести ночь. Она напоминала сооружение, похожее на ложе героини сказки «Принцесса на горошине»: несколько слоёв перин, ворох подушек, пухлое одеяло. Рядом стояла специальная лесенка, помогающая восхождению на это чудо постельного дизайна. Надо ли говорить, что заснула я мгновенно и спала глубоким сном до самого утра.
Проснувшись, сладко потянулась. Покидать уютное гнёздышко совершенно не хотелось. Ещё чуть-чуть понежилась среди больших, средних и маленьких подушек. Потом, с трудом преодолевая утреннюю леность, осторожно спустилась с перинного постамента на пол.
Завтракали во дворе в просторной беседке, оплетённой лианами винограда. Домашний сыр, лаваш, зелень, зелёный чай. Всё очень вкусное. От вчерашней стихии не осталось и следа. Ярко сияло солнце на фоне голубого небесного палантина. Весело щебетали невидимые глазом пташки. Настроение было замечательным. Переживания минувшего вечера ушли в небытие. Жизнь казалась сверкающим праздником. В университетский лагерь меня доставили с шиком на машине.
Тётя Нуца стала доброй волшебницей, протянувшей в нужный момент руку помощи испуганной ленинградской девчонке. Для меня это была встреча с абсолютным Добром в образе совершенно незнакомой абхазской женщины. Ошеломленная заботливым приёмом, прижимая руки к груди, я говорила слова благодарности: «Огромное спасибо за столь радушное гостеприимство». Тётя Нуца ответила просто: «Ну, что ты, дочка, а как по-другому? Как я могла тебя в такой дождь вечером куда-то отпустить!»
Позднее я узнала, что имя Нуца в переводе означает «цветок эдельвейса».
С тех пор прошло много лет. В 90-х, когда началась война между Грузией и Абхазией, в новостях по телевизору вдруг показали Нижнюю Эшеру. Посёлок было не узнать: всё разрушено, сожжено. У меня невольно сжалось сердце. Как там моя дорогая тетя Нуца – мой прекрасный «цветок эдельвейса»?
Свидетельство о публикации №4434 от 30.06.2025 в 15:50:04
Войдите или зарегистрируйтесь что бы оставить отзыв.
Отзывы
История о величайшей человечности. Большое сердце у этой женщины. Не побоялась открыть двери дома незнакомой девушке. Были времена, когда так делали многие.