Читая «Сотворение праха»
БСБ [Svet-Svetlana] | 05.07.2025 в 23:05:23 | Жанр: Эссе
Название рассказа Павла Крусанова озадачивает. «Сотворение праха»? Прах – это тело человека после смерти; останки, труп. Озадаченность не пропадёт до самого последнего слова . И тогда рассказ вернёт к себе обратно, как будто приведёт и скажет: «Ты еще не открыл мою тайну, мой секрет». А возможно ли это?И хотя первое предложение сразу знакомит нас с главным героем (мы узнаём его имя, прозвище, род занятий), оно вязкое со множеством деталей, важно, что Иван Коротыжин —хозяин книжной лавки, его прозвище Слива (мясистый нос у Коротыжина, «действительно похож на зреющую сливу»).
В первом же предложении автор отсылает нас к «Божественной комедии »Данте, где девятый круг ада по Данте — это Ледяное озеро Коцит. Он предназначен для предателей, то есть тех, кто обманул доверившихся им. А Слива, хозяин книжной лавки на 9-й линии.
Упоминание древнеримского историка и изучение изображений скорпиона и баллисты — это разновидности метательных орудий, которые использовались в римском легионе- прерываются звуками гремящего трамвая
И пожеланием дождя, который обязательно будет. Дайте срок.
В следующих абзацах мы знакомимся с покупателями, пришедшими в книжную лавку. Подробности: как выглядят, что выбирают —затягивают читателя как зыбучие пески. Начинает не хватать воздуха.
Появившийся внезапно в тексте рассказа диалог Сливы с «круглоголовым, остриженным ежом парня в лиловом спортивном костюме» кажется глотком воздуха, но нет — он подводит нас к знакомству с еще одним персонажем: чай« прислал из Чаквы один пламенник…». И весь центр рассказа будет укутан отсылками к пламеннику, закручено и наполнен разными подробностями.
Цитирую кусочек текста: «Такая сидит в нем вера, что, мол, время мертво и в мертвой его глыбе давно и неизменно отпечатаны не только судьбы царств, но и извилистые человеческие судьбы. А чтобы понять их, следует просто смотреть вокруг и запоминать увиденное…»
Основная часть рассказа связана с пересказом снов: казалось бы, в чём смысл пересказывать сны, того, что приснилось, не было же на самом деле, но снам свойственно сбываться.
Мы видим глазами главного героя— Сливы-всех персонажей его сна, но есть один главные герой, называемый «героем моего сна». Его судьба расписывается вперемешку с рамышлениями о пламеннике, его долгожительстве. В рассказ о герое моего сна врываются подробности, связанные с Чеховым и Блоком.
И мне уже начинает казаться, что главный герой закруживает и своего посетители, и самого читателя , кружит , как по кругам Дантевского ада, пока не доводит до девятого.
И в итоге прах сотворен, хотя сам прах об этом еще не знает. И даже букеты к праху уже унесены самим же будущим прахом: «Спустя минуту на журнальный столик легли четыре пачки денег. Две — сиреневые, две — розовые. Букеты не пахли».
Заканчивается рассказ отсылкой к известной легенде о Моцарте и Сальери, мысли о которых записывает Слива: «Солярный миф Моцарта — Гелиос улыбчивый, свершающий по небу ежедневные прогулки; солярный миф Сальери — потный Сизиф, катящий на купол мира солнце».
Образ Сизифа, который бесконечно закатывает на купол мира солнце, напоминает устройство самого рассказа Павла Крусанова.
Но, возвращаясь к рассказу снова, ищешь глазами строчки, задевшие тебя и находишь, как будто они стали выпуклыми: «Какой покой наступает, когда думаешь, что цвет детства — цвет колодезной воды, вкус детства — вяжущий вкус рябины, запах детства — запах грибов в ивовой корзине. Как делается в душе прозрачно и хорошо. Но об этом почти никогда не думаешь. А говоришь еще реже. Потому что это никого не касается. Все равно что пересказывать сны…»
Так и с этим рассказом: чтобы понять его, нужно перечитывать много раз. И всякий раз ты будешь находить новые детали. Вязкий текст будет разрастаться, увеличиваться в объеме, наполняясь новыми смыслами. А пересказывать его, всё равно, что пересказывать сны.
Свидетельство о публикации №5225 от 05.07.2025 в 23:05:23
Войдите или зарегистрируйтесь что бы оставить отзыв.
Отзывы
Еще никто не оставил отзыв к этому произведению.