Так жили
Большакова Любовь [Bolshakova_ln] | 27.07.2025 в 22:56:02 | Жанр: Рассказ
…Сергей, чуть наклонившись у низкой двери, вошёл в избу, постоял у порога, привыкая к насторожившейся тишине, затем медленно сел на широкую лавку, нащупывая рукой знакомые выбоинки: столько лет сидел с сёстрами на этой лавке в ожидании еды, приготовленной мамой. Осмотрелся. До боли родные бревенчатые стены, покосившиеся окна, полочки в углу. Он не был здесь уже много-много лет…Нахлынули воспоминания!
Деревня Домановская состояла из одиннадцати изб, прирастая до шестнадцати, затем постепенно опять убывая. Сегодня здесь никого нет, только избы, зарастая травой, пытаются как-то держаться, противостоять непогоде, не падать.
Изба его родителей стояла крайней по течению реки. Сережа родился здесь через год после новоселья. Она была меньше других в деревне, но с участком, чёрной баней, колодцем, амбаром, в котором Сергей долго хранил свою морскую амуницию, когда пришел с войны. Память…
Окна одной стороны в избе, там, где «красный» угол, выходили на улицу, туда, где виднелся ряд соседских домов, а второй – на поле с речкой вдалеке.
В избе почти посредине располагалась «барыня» – большая русская печь, занимавшая 1/4 часть всего пространства. Это душа дома. Вся жизнь семьи крутилась вокруг неё, поэтому Серёжа говорил о ней как о живом существе.
Около печи всегда стояли ухваты для малых и больших чугунков, деревянные лопаты: одна (поуже) – для подсадки дров в печь, вторая (пошире), чуть обгоревшая – для пирогов и хлебного теста, сковородник или чапельник – металлическая прихватка с длинной ручкой. Тут же пряталось и помело: особым образом, буквой Г высушенные веточки, собранные в веник и насаженные на палку. Применялось помело для выгребания углей, золы. Было ещё что-то, но забылось. Всё пачкалось со временем в саже, и надо было под праздник идти на речку оттирать, чистить всю утварь песком.
У печи был голбец. Открывая дверцы, можно было спуститься в погреб, где на лавках хранилась еда: молоко, кисели и другое какое варево. На земле располагалась картошка.
Чтобы попасть в кухню, то есть кухонное пространство, нужно было пройти между печкой и стенкой. Около печи стоял самодельный шкаф – полка с посудой, была ещё лавка для готовки еды, лавка для посуды, где-то помещалось корыто, доска для резки овощей или мяса, на лавке же располагался самовар, тут же умывальник. На стене висела сечка для рубки капусты, мяса, рыбы. От печи были настелены полати, где спали дети. Сережа спал с краю. Там можно было погреться, посидеть, полежать. В праздники, раза два в год, печь принаряжалась: мама белила её известью.
В печи мама парила, жарила, запекала – здесь всегда веяло теплом и пахло вкусностями. Варили щи с мясом, когда было мясо, частенько ели и постные щи. Любили в семье грибной суп. Каши варили из муки и разных круп. Тогда Сережа не очень вникал в их названия, он ел всё. Ещё, помнит, томили молоко, пекли блины, оладьи, готовили и картошку – тоже во всяких видах. Он запомнил жареную картошку с салом и луком.
Мама пекла пироги, пусть и не часто, по праздникам, и это было целое искусство. Опять же многое зависело от того, какие дрова, сколько их, как они положены, когда нужно сгребать уголь, когда сажать пироги в печь. Впрочем, в эти премудрости он тогда тоже не вдавался, просто ел их: с картошкой, капустой, с ягодами из леса, рыбные, с творогом… А ещё любил сковородники с толокном (по-другому – шанежки, преснецы). На всю жизнь Сергей запомнил вкус маминой незатейливой выпечки.
А вкус своего хлеба! Только в печи он получался неимоверно вкусным и духмяным. Видимо, многое зависело от температуры. В печи можно было также греть воду, сушить зерно, грибы и ягоды, готовить пойло для коровы.
Как все дети, Сережа любил лакомства. А что в деревне в те годы было лакомством? Парёнки – особым способом пареные морковь, свёкла или репа. Лакомством был и кусок хлеба, посыпанный солью. Ещё лучше, если он полит маслом и присыпан солью. Самая простая еда, но дети находили вкусное в этих обыденных продуктах. Ели то, что вырастили на своем участке и принесли из леса. А лес одаривал своим богатством. Ягоды только собирай: брусника, клюква, черника, голубика, морошка. По речкам и лесным заводям высматривали малину, смородину, рябину, черёмуху, калину. Так было вкусно пробовать мелковатые, с особым ароматом, ягоды. Это сейчас всё можно посадить в саду-огороде, а тогда кормил батюшка-лес. Из леса же ребятня приносила ещё «жвачку» – смолу деревьев. Так жили…
Свидетельство о публикации №6444 от 27.07.2025 в 22:56:02
Войдите или зарегистрируйтесь что бы оставить отзыв.
Отзывы
Еще никто не оставил отзыв к этому произведению.