ПОЕЗД НА МОСКВУ
Симатова Наталья [Simatova_08] | 08.06.2025 в 13:22:48 | Жанр: Рассказ
Родилась я в небольшом дальневосточном городке с вольным названием Свободный. Вокруг сопки. В мае они приобретали волшебный розовый цвет. Цвёл багульник. Ничего более красивого я не знала.Жила себе я и жила. Но тут родители объявили: «Мы едем в Москву!» Я уже знала, что Москва – столица нашей советской Родины. Так объясняла Мария Федоровна – воспитательница детского сада.
И вот мама, папа и я стоим на железнодорожной платформе. Рядом два больших чемодана. Ждём поезд на Москву. Мне сказали, что ехать будем долго – целых семь дней. Я ликовала в предчувствии интересного путешествия. Семь дней провести в поезде – это ли ни счастье?
По платформе пронёсся ропот: «Идёт, идёт». И вот показалось громко чавкающее и пускающее из трубы дым внушительное тело паровоза. Он был похож на огромного металлического зверя. Я, конечно, видела на картинке в книжке паровоз. Но действительность превзошла все мои самые смелые ожидания. Ворочавшее красными колёсами чудище постепенно замедлило ход и замерло. Вдоль платформы протянулся его хвост из зелёных вагонов.
Погрузились. Поехали. Как же здорово лежать на верхней полке и смотреть в окно, за которым мелькали столбы, деревья, речки, холмы… Иногда поезд делал остановки. Если стоял долго, пассажиры высыпали на платформу прогуляться и подышать воздухом. А тут торговля: пирожки, соленые огурчики и грибочки, варёная картошка с укропчиком (тёпленькая), кедровые орешки… Обычно что-то покупалось. Путь далёкий. Есть надо. Домашние припасы кончаются, а в вагоне-ресторане питаться постоянно – дорого.
Что мне нравилось в вагоне-ресторане, так это посуда, в которой подавалась еда. Официантка в белом фартучке с оборками и кружевной наколкой на голове приносила на блестящем подносе первые, вторые и третьи блюда. Суп – в сверкающей металлической миске, второе – в такой же сверкающей овальной тарелке, а компот в стакане, который был в чудесном металлическом подстаканнике. Диковинная посуда просто завораживала. Казалось, что и еда в ней вкуснее.
День, наверное, на третий пути по вагону пошли взволнованные разговоры. Произносились непонятные для меня слова: Байкал, Слюдянка, омуль, электровоз. Оказалось, что Байкал – это озеро, Слюдянка – название станции, а омуль – рыба, которая на ней, Слюдянке, продают. Стало открытием, что помимо паровозов есть ещё и электровозы. Они движутся с помощью электричества. Как раз на Слюдянке у шедших с востока поездов меняли паровоз на электровоз.
Когда приблизились к Байкалу, пассажиры прильнули к окнам. Прильнула и я. Перед нами расстилалась необозримая водная гладь. Но больше всего поражала прозрачность воды, словно огромных размеров стекло было кем-то тщательно вымыто. На Слюдянке стояли долго, ведь меняли паровоз на электровоз. Пассажиры успели закупить байкальского омуля холодного и горячего копчения. В вагоне витал аппетитный рыбный дух.
Благополучно прицепленный к составу электровоз бодро взялся за работу. Казалось, что поезд помчался гораздо быстрее. Преимущество электровоза было ещё в том, что когда приоткрыта верхняя часть окна, в него не залетают хлопья сажи, как это было, когда состав вёл паровоз.
Сколько же я узнала названий станций: Чита, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Свердловск… А ещё были такие удивительные названия как Тайга, Зима. Тайга это, наверное, потому что рядом со станцией тайга (т. е. хвойный лес). А вот почему Зима? В этом месте, похоже, всё время холодно и круглый год лежит снег. Резонно рассуждала я. Для меня это были первые уроки географии. Я учила названия населённых пунктов не по карте, а, так сказать, наяву, читая вывески на зданиях вокзалов. Мне только что исполнилось шесть. Буквы я уже все знала и простые слова вроде Зима, Тайга, Улан-Удэ могла прочитать сама. Со сложными наименованиями, такими как Красноярск и Новосибирск, помогали родители.
Ещё одно наблюдение. Поезд остановился на какой-то сибирской станции. Стоянка недолгая. Из вагона никто не выходил. В купе через открытую дверь донёсся возбуждённый восклик: «Стиляги, стиляги!» Я стремглав в коридор - посмотреть, о чем идёт речь. Прямо под окнами по платформе шла развесёлая компания молодых людей в непривычной одежде. У них были узкие брюки-дудочки, остроносые туфли, яркие пиджаки и галстуки, странные прически. Особенно впечатлил галстук цвета мандарина с изображением ярко-зелёной пальмы у одного из стиляг. Пальму я видела в книжке про Айболита, а мандарины в большом количестве привозили в наш город перед Новым годом из Китая, до которого было ближе, чем до Москвы. Спросила родителей, кто такие стиляги. В ответ услышала: «Те, кому нравится всё иностранное, а нашей советской страной они не гордятся». Я с разочарованием подумала: «Как же так? Такие нарядные, праздничные, а советской Родиной не гордятся».
Было у меня в поездке и романтическое приключение. На какой-то из станций в вагон сели мальчик со своей мамой. Потом мы познакомились. Юного пассажира звали Игорь. Он уже закончил первый класс. На мой взгляд, Игорь был вполне симпатичный и не зануда. Так что время мы проводили весело. Бегали по коридору, получая замечания от строгой проводницы, играли в лото и в крестики-нолики. Игорь по секрету признался, что мечтает стать космонавтом, когда вырастет. Ничего себе секретик! Да все мальчишки Советского Союза грезили осваивать космические дали. На дворе был 1961-й год. Гагарин только что побывал в космосе. По радио всё время звучала песня со словами «Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперёд от звезды до звезды…». А ещё Игорь нарисовал на листочке красивый цветок и написал: «Алая роза упала на груть милая Ната меня не забуть». Правда, было не ясно, на чью именно «груть» упала роза, и почему вдруг упала. Но это было и не столь важно. Интуитивно я понимала, что суть послания кроется во второй его половине. В Свердловске мой кавалер сошёл с поезда. А я потом ещё долго хранила заветный листочек с розой и стихами. До этого мне никто не делал такие подарки.
После Свердловска по вагону пошли разговоры, в которых звучали слова: горы, Урал, тоннель, Европа, Азия. Из этого набора мне было знакомо только слово «горы». По поводу остальных приходилось лишь догадываться. Выяснилось, что поезд приближается к Уральским горам и будет длинный тоннель (проход сквозь горы). С одной стороны тоннеля Азия, а с другой уже Европа, т. е. мы из Азии попадём в Европу. Попыталась разузнать по поводу Азии и Европы. Получила ответ, что это части света. Что такое части света, допытываться не стала. Ну, части и части. Важно, что скоро из части под названием Азия, попадем в часть под названием Европа. Европа, наверное, как-то по-другому выглядит по сравнению с Азией, думалось мне. То, что мы вплотную приблизились к Уралу, было понятно сразу. Над поездом нависли скалы. На них было много надписей вроде: «Здесь был Вова из Кемерово 1959» или «Юрий Воронеж 1961», или что-то подобное. Тоннель оказался очень длинным. Когда поезд по нему проходил, в вагоне включили свет. Было необычно и чуточку страшно, а вдруг тоннель никогда не кончится. Но нет, закончился. Свет в вагоне выключили за ненадобностью. И вот мы уже в Европе. По сравнению с Азией ничего нового в Европе я не увидела. «Европа такая же как Азия. Зачем было давать разные названия?» - сделала я заключение.
После того, как миновали Урал, все уже находились в ожидании прибытия в столицу. А когда поезд прошёл по железнодорожному мосту через Волгу, отец сказал: «Считай, что приехали». До столицы оставалось ещё часа четыре, но по сравнению с тем временем, что мы уже находились в поезде, это был сущий пустяк. И вот он Ярославский вокзал в столице. Взяв багаж, выходим на перрон. Носильщики наперебой предлагают свои услуги. Отец отказывается и, подхватив оба наших чемодана, устремляется вперед, а мы с мамой за ним. Выходим на площадь. Много людей и машин. Вокруг огромные красивые дома (гостиница «Ленинградская», Казанский вокзал). Диво дивное! Я, девчушка из далёкого провинциального городка, в первый раз увидела такую архитектурную роскошь. На каком-то физиологическом уровне почувствовала биение жизни большого города. Сердце замерло от восхищения. Так вот она какая Москва!
Потом я ещё не раз ездила на поезде по тому же маршруту, и будучи взрослой тоже ездила, но яркость впечатлений той первой поездки перебить невозможно. Когда слышу слова песни «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…», то точно знаю, что это не преувеличение. Наша страна великая и прекрасная! Я это поняла уже тогда в поезде до Москвы будучи шестилетней девочкой. И сейчас я тоже так считаю.
Свидетельство о публикации №3332 от 08.06.2025 в 13:22:48
Войдите или зарегистрируйтесь что бы оставить отзыв.
Отзывы
С таким удовольствием прочитала, спасибо! Дорожные рассказы - любовь🤍
Благодарю! Чрезвычайно приятно.